Пятница, 19 Апр 2024, 05:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Оценка и диагностика случаев насилия в отношении ребенка
Распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении детей предполагают использование определенных методов, комплексное применение которых позволяет сделать заключение о факте насилия с большой долей вероятно­сти. Специалист, проводящий первичное обследование ребенка (психолог, психоневролог, психотерапевт, социальный педагог), должен владеть принципами и приемами психодиагностики и хорошо ориентироваться в симптомах посттравматического стрессового расстройства.
Основными методами диагностики в данном случае являются:

1. наблюдение за соматическим состоянием ребенка;

2. наблюдение за поведением;

3. наблюдение за игрой;

4. анализ сновидений;

5. анализ продуктов творчества;

6. рассказ самого ребенка;

7. анализ специальных психодиагностических материалов (тестов, опросники и пр.).
Проведение диагностических мероприятий направлено на решение двух задач:

- выявление случая(ев) насилия в отношении ребенка;

- диагностика последствий насилия для развития ребенка, то есть выявление нарушений в познавательном и эмоционально-личностном развитии.

Остановимся подробнее на каждом из указанных методов.

Наблюдение за соматическим состоянием ребенка.

Для того чтобы наблюдение за соматическим состоянием и поведением ребенка было информативным в плане распознава­ния возможных фактов насилия, специалист должен быть хорошо знаком с прямыми и косвенными индикаторами насилия и с симптомами ПТСР. В отличие от специального медицинского освидетельствования, наблюдение внешнего вида, осмотр лица, тела, одежды ребенка желательно производить незаметно, либо под каким-либо предлогом без афиширования цели. По возможности, необходимо отметить наличие или отсутствие внешних повреждений (синяков, ран, ожогов и пр.), болевых зон, свиде­тельствующих о внутренних повреждениях, кожных заболеваний. В дальнейшем, когда контакт с ребенком установлен, важно выяснить, имеются ли нарушения аппетита, сна, боли в области живота, головные боли, ухудшение памяти и внимания.
Необходимо помнить, что нарушение памяти и концентрации внимания, а также бессонница, трудности с засыпанием, ночные кошмары являются одними из самых характерных про­явлений ПТСР на физиологическом уровне.
Кроме того, у детей могут быть энурез, покраснения кожи, повышенное сердцебиение, гипервентиляция легких (одышка) и другие физиологические реакции на ситуации, актуализирующие психотравму. Например, внезапная рвота как реакция на показанное в телевизионной передаче сексуальное насилие.
У подростков и у детей младшего школьного возраста могут возникать расстройства восприятия в виде иллюзий, галлюцинаций, особенно в вечернее время или при недостатке освещения.

Наблюдение за поведением ребенка.

Выявление перемен в поведении ребенка, в которых отра­жаются эмоциональные и поведенческие последствия насилия, является одним из самых значимых моментов диагностики. Через контакт с самим ребенком или наблюдавшими его взрослыми важно собрать информацию о том, имеют ли место:

Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенкадома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать более нервозным, боязливым, избегающим контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

Регресс в поведении. Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает со­сать палец или бессвязно говорить.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость. Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

Стремление избегать всего, что связано с травмой. Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

Нарушение доверия к окружающим людям. У детей посто­янно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

Наличие страхов. Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и многое другое.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли и попытки.
Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

Агрессивность по отношению к другим. У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

Склонность к самодеструктивному поведению.
Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и доб­ровольно наказывают себя.

Диссоциации.
Ребенок как бы отделяет себя от тела и погру­жается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального без­различия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не най­дет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

Наблюдение за игрой ребенка.

Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. В связи с этим, игра одновременно может выступать как способ распознавания травмы и как способ ее проработки.
Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок при­вносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В играх таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, со­бытиям, сюжетам.

Анализ сновидений.

У маленьких детей сны носят символический характер. Опыт насилия отражается во сне ребенка через кошмарные сновидения, но «героями» сна чаще выступают не реальные люди, которых они боятся, а олицетворяющие их различные образы: вампиры, которые пьют у них кровь, черти, скелеты, злые волки, сказочные персонажи: Баба Яга, Змей Горыныч и др. Им снится, что кто-то их бьет, убивает, пугает. Ночью они часто просыпа­ются и плачут.
Подростки часто во сне заново переживают сцены насилия: они вновь и вновь оказываются в той же обстановке, с теми же насильниками, испытывают тот же страх и ужас и просыпаются среди ночи в холодном поту, с криками о помощи. Иногда им снится несколько видоизмененная ситуация травмы: например, насильником становится совсем другой человек, или насилие совершается в каком-то незнакомом месте, или на протяжении всего сна ребенок пытается убежать от преследователя.

Рассказ ребенка о факте насилия.

Рассказ ребенка о себе, своем опыте, своих чувствах, отношении к своему телу может быть прямым или скрытым, то есть косвенным источником информации о насилии. Используя приемы активного слушания, специалист собирает, таким образом, прямую или косвенную информацию о насилии, акцентируя внимание на том, принимает ли ребенок себя, свое тело, что он чувствует в тех или иных ситуациях, произошли ли существенные перемены в его привычках, поведении, образе жизни. Детям дошкольного и младшего школьного возрастов легче строить та­кой рассказ через игровой сюжет или опираясь на рисунок.
Иногда возникает вопрос: может ребенок своим рассказом ввести специалиста в заблуждение, сказав неправду о насильст­венных действиях в свой адрес со стороны взрослых, например, солгать о сексуальном злоупотреблении? На самом деле дети очень редко лгут о том, что над ними совершили насилие. Большинство из них смущены и боятся, многие не понимают, что произошло. Испытывая страх перед насильником, ребенок может преуменьшать природу и степень насилия, а также сомневаться в том, что ему кто-нибудь поверит. Имеются данные о том, что в среднем ребенок должен рассказать 13 лицам, прежде чем один «ему поверит». (Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Н. К. Асановой. -М, 1997. - С. 322.)

Анализ специальных психодиагностических материалов.

Выявление фактов насилия и диагностика последствий на­сильственного опыта для эмоционально-личностного развития детей может осуществляться при помощи специализиро­ванных опросников, проективных методик и других тестовых материалов.
Проведение, анализ и интерпретация психодиагностических материалов требуют от специалиста знания принципов и практических приемов психодиагностики, поэтому проведение специализированных диагностических процедур должно осуществляться психологом или психотерапевтом.
При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик. Они наиболее эффективны в плане установления контакта с маленькими детьми, которые обычно с интересом берутся за их выполнение. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность и неопределенность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия ребенка со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого ребенок проецирует на него особенности своего внутреннего мира, потребности, конфликты, тревогу, субъективные переживания и пр. Еще одна особенность проективных методик - относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных вариантов ответов. В связи с этим ребенку могут быть предложены для выполнения некоторые из упоминаемых ниже проективных методик:

«Свободный рисунок»,

тест М. Люшера,

ЦТО (Цветовой тест отношений),

САТ,

«Неоконченные предложения»,

«Автопортрет»,

«Несуществующее животное»,

«Дом. Дерево. Человек»,

«Рисунок семьи»,

«Кинестетический рисунок семьи»,

«Нарисуй человека».

При интерпретации рисунков и рассказов детей следует обращать внимание не только на общепризнанные сигналы проявления тревоги и конфликтов, но и на специфические детали. Например, в случае сексуального насилия на рисунках детей могут вырисовываться или акцентироваться интимные зоны, рисоваться обнаженным тело или часть тела, изображаться в виде половых органов какие-либо предметы и т. д. Более подробную ориентацию в специфических сигналах насилия дает «Шкала возможных показателей сексуального насилия в рисунках детей». Для более точной оценки ситуации данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
При выявлении случаев насилия в отношении подростков и оценки тяжести их последствий помимо проективных методик можно использовать Шкалу тревоги, Шкалу депрессии, ММР1, а также специализированные анкеты и опросники, например, «Опросник травматических симптомов, 1992)», «Детский травматический опросник, 1995)».
Таким образом, распознавание и оценка случаев насилия в отношении детей, особенно если мы имеем дело со скрытыми формами насилия и с сексуальным злоупотреблением, сложная и ответственная задача, требующая комплексного подхода и использования разнообразных методов.
Существуют ряд рекомендаций, которых следует придерживаться при выявлении и распознавании случаев насилия в отношении детей:

1. не нужно спешить с выводами и опираться только на ка­кой-то один метод при определении, имело ли место насилие;

2. не стоит задавать наводящие вопросы;

3. если возникают сомнения в правдивости слов ребенка, можно попросить его рассказать о каком-либо эпизоде попод­робнее;

4. при обсуждении сложной темы фиксируйте происходящее посредством записей, аудио- или видеотехнологий;

5. в сложных случаях консультируйтесь с другими специали­стами. (Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справоч­ник практического психолога. - Ы., 2006. - С. 621.)

Процесс групповой работы ориентирован на социализацию детей, пострадавших от любых форм насилия. Он способствует развитию у них навыков самоконтроля и ненасильственных способов поведения, развивает способность уважать как свои права, так и права других людей. Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Кроме этого, групповая работа позволяет выявлять скрытые факты насилия в отношении детей и оказывать помощь такого рода детям.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 2532 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 1.7/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
05:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz