Пятница, 26 Апр 2024, 21:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

О молодежной субкультуре
Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в общественном транспорте, бывать в том или ином образовательном учреждении и видеть молодых людей, в чем-то не похожих на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.
Что означает слово субкультура?


Субкультура (лат. Sub – под.; -первая составная часть слов, обозначающая:
1)расположенный внизу, под чем-либо или около чего-либо;
2)подчиненный, подначальный;
3) не основной, не главный.
Следовательно, любая субкультура – это часть культуры общества, стоящая около основной культуры, зависящая от неё. Можно говорить о молодежной субкультуре, субкультуре определенных социальных слоев, криминальной субкультуре.
Мы будем говорить о молодежных субкультурах.
Поколение «Отцов» всегда относилось к молодежной субкультуре в лучшем случае настороженно, в худшем - агрессивно-неприязненно.
Отвергая «родительское» мироощущение, неформалы предлагают свое, альтернативное, тем самым намекая старшим на их мировоззренческую и житейскую несостоятельность. Те, со своей стороны, как могут защищаются, объявляя новое мировоззрение деструктивным, идеалы – извращенными и упадническими, манеру поведения – неприличной. Нередки и прозрачные намеки на моральную ущербность и даже душевное нездоровье приверженцев этой или иной субкультуры. Тем самым конфликт поколений обостряется до крайности. И тогда и родители и педагоги начинают лихорадочно искать выход из тупика: Как иметь дело с приверженцами той или иной субкультуры? Спасать? Игнорировать? Перевоспитывать? Можно ли избежать конфликтов?
Конечно, можно. Если мы признаем, что молодежная субкультура – объективная реальность, которую необходимо изучать и знать. Это позволит разрушить привычные стереотипы нашего мышления при изучении не только молодежной субкультуры, но и подростковой и молодежной преступности.
Для того, чтобы понять и молодых людей из неформальных объединений, необходимо знать историю и причины возникновения таких объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или иные средства воспитательного воздействия.

Причины участия молодежи в неформальных группах.
1. Непонимание в семье, вызов семье.
2. Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива.
3. Нежелание быть как все.
4. Желание утвердиться, привлечь к себе внимание.
5. Дань моде.
6. Влияние криминальных структур.
7. Копирование образцов западной культуры, структур и течений.
8. Отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни.
9. Неразвитая сфера организации досуга в стране.
10. Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях.
11. Идейные убеждения.
12. Вызов обществу, возможность проявить протест.
Первостепенные причины ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания.
Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре.
Как правило, в любые времена молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её готовили в процессе цивилизации.
И эта неопределенность и становится почвой для зарождения неформальных сообществ.
Классификация неформалов многими специалистами оценивается как сложное явление, т.к. процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.
По социально-правовому критерию они подразделяются на:
1) просоциальные (положительной направленности), способствующие позитивной , социальной активности молодежи («зелёные», «пацифисты», клубы самодеятельной песни, коллекционеры, фонды молодежных инициатив, творческие ассоциации, объединения воинов запаса «афганцы», «чеченцы» и др.);
2) асоциальные (нейтрального типа), создаваемые для проведения досуга («панки», «металлисты», «рокеры», «ролевики», «байкеры», «скейтеры», «геймеры», «готы», «рэперы», и др.)
3) антисоциальные (отрицательной направленности) («гопники», «скинхеды», «фашики», «чистильщики», «люберы» и др.)

Промежуточное положение между асоциальными и антисоциальными неформальными объединениями занимают секты («сатанисты», «кришнаиты», «индианисты», «исламисты» и др.)
У неформальных объединений есть ряд признаков, которыми они отличаются от других самодеятельных организаций:
1 Отсутствие официального статуса.
2 Отсутствие какой-либо программы деятельности, четкой идеологической основы.
3 Слабо выраженная внутренняя структура.
4 Сложность выделения лидера объединения.
Неформальные объединения, вопреки распространенному мнению, не является изобретением наших дней, а имеют богатую историю.
Разумеется, современные формирования существенно отличаются от своих предшественников, однако природа их во все времена была одинакова.
Объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, установки общества, с общим типом поведения известны с глубокой древности: философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д.
Неформальные объединения, стихийно возникавшие на Западе с конца 40-х годов XXвека, носили как социально- прогрессивный, так и асоциальный и антиобщественный характер.
50ые годы XXвека начало эры рок-н-ролла. Кумиром молодежи становится английская группа «Битлз», совершившая самую настоящую революцию в музыке.
Песни «Битлз» затрагивали широкий круг проблем от секса до внешней политики. Это была музыка- протест против буржуазного комфорта, пробуждающая стремления к участию в политической жизни, поиском цели, смысла и оснований собственной жизни.
С помощью дискотек рок формировал новый тип массовой культуры. Приверженцы «Битлз» назывались битниками (или битломанами).
В середине 50-х годов во многих европейских странах появились сердитые молодые люди – тедды, в возрасте от 14 до 20 лет одетые в кожаные пиджаки, выходцы из бедных рабочих семей, потерявших отцов в войну и не имевших работы. Стремясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, они громили витрины магазинов , оформление улиц и мест большого скопления людей.
60ые годы. Время мощного движения хиппи ( они еще себя называют «пиплами», «хайрастами»)
В противоположность идеалам и догматам современного западного общества хиппи выдвинули свою, более гуманистическую, как они считали, систему ценностей. «Творите любовь, а не войну» - один из лозунгов хип-движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радость и богатство человеческих чувств. В одежде хиппи использовались красочные атрибуты разных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты, мокасины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения были цветы. Они означали любовь, естественную, не изуродованную человеческими условностями жизнь. Хиппи критиковали поколение отцов за то, что оно опошлило и сделало карикатурным все естественные появления человеческой сущности: труд, общение, игру, юмор. Короче жизнь стала «кладбищем комфорта и роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными». Они протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности формальным правилам, подавления индивидуальности. Хиппи были приверженцами тотальной революции, выступали за подлинную демократию, власть народа, за «эмоциональный социализм». Однако, по признанию одного из лидеров хиппи А.Хофмана, их заговор становится все боле агрессивным. Дети цветов теряли мирный нрав и обрастали шипами. В 1966 году под влиянием хип-движения произошло бурное выступление левацки настроенных студентов в Париже. Выдвинув абстрактные лозунги («Фантазию - к власти» и тому подобное), студенты устраивали массовые демонстрации протеста, создавали баррикады, провоцировали столкновения с полицией. К студентам примкнула часть парижских горожан. Только вмешательство демократических сил предотвратило кровавое подавление студенческого бунта властями. С ними вступили в переговоры. В результате студенты добились демократизации и усовершенствования системы высшего образования в стране, удовлетворения некоторых требований трудящихся.
Выражением крайнего отчаяния и протеста была возникшая на грани 60-х и 70-х годов «революция озарения посредством наркотиков». Утверждалось, что лишь путем систематического употребления наркотических средств становится возможным развитие чувствительности, «раздвижение» познания мира, установления связей между людьми. Для многих молодых людей в этом и сегодня видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем.
В 70-е годы возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», групп новой демократии, защиты прав женщин, безработных и так далее. Молодежь проводит компании: «Рок против правых!», «Нет стартовым площадкам для третьей мировой!». Таким образом, насущные, животрепещущие проблемы современного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейся в движение протеста.
С середины 70-х годов в развитых капиталистических странах распространяется движение рокеров. Это преимущественно молодые люди из низкооплачиваемых семей, рабочие и учащиеся. Рокеры всегда с мотоциклами. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Они стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными в своих рок-клубах.
Еще боле крайние позиции занимают в Великобритании и Германии «бритоголовые» («скинхэдз», «скинз») Они выходцы из среды люмпен – пролетариев. Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «»кадры» неонацизма. Однако ряды их неординарны. Не всякий «бритоголовый» - фашист. Для многих из них участие в этих группах – лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества.
Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» - их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике Панков, разительно отличающемуся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица, разодранная одежда ( джинсы, кожаные куртки), на шеях ошейники для собак, цепи от унитаза. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в формах политической борьбы.
Эмо-панки носят одежду черное с розовым, красят волосы в черный цвет.
Готы – панки. Существенные отличия готичной субкультуры – стремление к романтике, но не слащавой, а мрачной, печальной, всегда экзальтированной и глубокой. Готов отличает пристрастие к тематике смерти, стремление пофилософствовать на эту тему: «жизнь – это очередь за смертью, но некоторые люди влезают без очереди», «жизнь-наказание, смерть – освобождение» и т.д.
Готы нередко пишут стихи и рассказы о смерти, даже о своей собственной. Более опасны их суицидальные настроения, тенденции к нанесению себе физических травм.
Внешний облик готов соответствует их мироощущению: мрачные (чаще черные) тона одежды, яркая косметика, отстраненная манера поведения.
Подростков привлекает мрачный мир готической культуры (музыка, литература, архитектура, дизайн одежды), достаточно глубокой, но тяжелой для восприятия.
Притягательность данной субкультуры состоит в том, что готы постоянно ищут то, что стимулирует разнообразные чувства, позволяя погружаться во внутренний мир.
Английский культуролог утверждает, что готика – субкультура, чуждая насилию. «Они вроде хиппи. Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек», - говорит культуролог.
В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное движение – киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик Р. Оаккер назвал его «синтезом человека и машины». Киберпанкизм часто характеризуют как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией». Американский писатель У. Гибсон в романе «Невромантик» описал мир киберпанков, в котором живут девушки с остекленевшими глазами и взвинченные юноши. Мозги молодых людей присоединены к техническим устройствам, усиливающим умственные возможности.
Имеются две категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше. Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, которые страстно влюблены в компьютеры. В новой субкультуре панков персональный компьютер ценится значительно выше, чем любые грампластинки. Выполненные средствами компьютерной графики, они уже выставляются в картинных галереях. Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Их философия – вольно или невольно – отражена в голливудских фильмах «Видеодром», «Робот-полицейский» «Терминатор – 2». Новая техника позволяет киберпанков выходить в пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы.
«Фашисты», «нацисты». Узнать представителей этой субкультуры нетрудно: черные шинели или куртки, черные рубашки, черные брюки, черные сапоги. Одежда пошита по образу формы офицеров «третьего рейха». У многих на лацкане куртки или пиджака , на фуражке – свастика. Приветствуют друг друга возгласами «Хайль», в качестве псевдонимов выбирают немецкие имена : Ганс, Пауль, Герман, Эльза.
Некоторые знакомы с отдельными высказываниями Ницше и Шпенглера, для большинства же «теоретической» основой служит небогатый набор догм: - существует «высшая раса» и «недочеловеки»; большинство «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов; - прав тот, кто сильней и т.д.
Ни своих взглядов, ни своих целей «фашики» не скрывают.
Криминальная субкультура. Она отличается от обычной подростково- юношеской субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи и получивших на них жаргонные названия «тусовки»
Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. Это способ компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе.
Важнейшие характеристики криминальной субкультуры:
- криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные криминальные группы, в значительной степени скрыта от глаз педагогов. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только, если нет им противодействия;
- место функционирования - «тусовки». «Тусовка», как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, выпивки, «любовь в очередь», антиобщественное поведение;
- наиболее значимые ценности – деньги, порнография , секс, «тачка»(автомашина),посещение ресторанов, отдых на престижных курортах, работа в охране у банкиров, рэкет;
- в криминальной субкультуре постоянно обновляются и совершенствуются ценности преступной среды (традиционные заменяются новыми или трансформируются в соответствии с требованиями сегодняшнего дня).
Важнейшие признаки криминальной субкультуры,свидетельствующие о ее наличии в среде несовершеннолетних в учреждении:
- наличие враждующих группировок;
- групповая стратификация, иерархия ролей;
- психологическая, а нередко физическая «изоляция» «отверженных»;
- факты вымогательства денег, пищи, личных вещей;
- распространенность «тюремной» лирики, поделок, способов проведения досуга;
- распространенность воровского жаргона;
- появление случаев токсикомании и употребления наркотиков;
- татуировки тюремного содержания;
- уклонение от определенного вида хозяйственных и других «грязных» и непристижных видов работ;
- факты мужеложства;
- порча общественного имущества (вандализм).
Чтобы не спутать возрастные проявления с проявлениями криминальной субкультуры необходимо глубоко анализировать каждый критерий в отдельности, каждый факт многократно проверять путем наблюдения, бесед, расшифровки настенной живописи на кварталах, столах, надписей в книгах.


Следует помнить, что многократная проверка результатов - аксиома социально-психологических исследований.
В последнее время в подростково – молодежной криминальной среде наметилась тенденция к культивированию спортивной подготовки, к видам восточного единоборства и к занятиям культуризмом. Делается это для накачивания бицепсов.
Криминальная субкультура интенсивно обогащается за счет других «субкультурных» источников:
- алкоголизация населения;
- видеоискусство, его бесконтрольный репертуар с засилием эротики, порнографии, демонстрацией половых извращений;
- спекуляция, потребительство, вещизм, их следствие – проституция, сутенерство;
- преступный бизнес на компьютерной технике;
- печатная продукция сомнительного свойства;
- массовая автомобилизация и моторизация;
- непоследовательность в применении правовых мер в борьбе с преступностью;
- несвоевременность и непоследовательность в решении молодежных проблем, отсутствие детально разработанной молодежной политики в стране.
Таким образом, любая субкультура – это «поле» самоутверждения, способ самореализации личности, не получившей признания или неудовлетворенной своей ролью в системе официальных отношений.
Нельзя по-обывательски сводить сущность молодежных субкультур к причудам и странностям «бесящейся от жиру», «неизвестно чего хотящей»,
«похотливой и развратной молодежи».
Успех работы с неформальными объединениями во многом будет зависеть от того, насколько будет преодолен «образ врага; формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание подростков и молодежи профилактику правонарушений.
Раздражение, недовольство, оскорбления по поводу причесок, атрибутов и увлечений ничего, кроме негативной обратной реакции, не дадут. Нужно говорить с молодежью «на одном языке», т.е. глубоко разбираться в волнующих ее проблемах, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия.
Некоторые педагоги предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен.


При работе с неформальными объединениями возможны следующие варианты:
- переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или спецшколу);
- включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;
- приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководствам опытного, авторитетного воспитателя.
Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе. Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.
В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.
При разработке рекомендаций по профилактике поведения «неформалов» нельзя не сказать об организации свободного времени подростка.

Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся:

- забота о многообразии содержания, нравственном и физическом здоровье учащихся, их духовном развитии;
- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы с учащимися;
- организация совместной познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;
- обеспечение гуманистических отношений детей и взрослых, нравственного микроклимата;
- организация общения учащихся как особового вида их деятельности, формирование культуры общения;
- использование игры как принципа, метода, средства организации свободного времени учащихся, специфического вида деятельности;
- создание необходимых условий для включения каждого учащегося во внеучебную деятельность с учетом его интересов, возраста, пола, оказание педагогической поддержки.



Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:


- Отношение педагогов к данной проблеме, осознание ее педагогической актуальности (конструктивное, нейтральное, негативное, скептическое..);

- Включение каждого учителя в организацию разнообразных форм работы с учащимися во внеучебное время;

- Особенности деятельности классного руководителя(организатор, диагност, координатор…);

- Вооруженность каждого учителя знаниями и умениями организации учебно- воспитательного процесса на основе единства учебной и внеучебной работы, организация досуговой деятельности учащихся.


Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:

- позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, нейтральная, пассивная, отрицательная);
- включенность каждого учащегося в разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы;
- учащиеся-организаторы свободного времени (от выявления интересов учащихся, создания условий для их удовлетворения до определения воспитательной эффективности внеучебной деятельности);
- наличие органов ученического самоуправления, их роль в организации свободного времени учащихся;
- межвозрастное общение во внеучебной деятельности (разновозрастные объединения, сотрудничество старших и младших, поддержка формирования интереса к различным видам деятельности);

Семья и организация свободного времени учащихся:

- Формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей;

- Включение родителей в совместную с детьми досуговую деятельность;

- Создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных праздников, торжеств, совместное чтение, посещение музеев, театров и так далее;

- Культивирование в семье совместной добротворческой деятельности (помощь окружающим, забота о близких, старых, больных людях);

Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:

- организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся разного возраста, пола на базе школы;
- включение учащихся в деятельность учреждений дополнительного образования, особенно по видам творчества, организация которых затруднена в школе;
- взаимодействие в организации массовых мероприятий;
- взаимодействие организаторов работы с детьми и внешкольных учреждений независимо от ведомственной принадлежности;
- координация деятельности учреждений, организующих работу с детьми в целях их всестороннего развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное планирование, составление единого расписания, совместный анализ и оценка).
Но о каких бы направлениях воспитательной работы образовательного учреждения сегодня ни шла речь, главное, что должна сделать школа – дать подрастающему человеку шкалу ценностей, показать красоту высокого и мерзость недостойного, помочь найти ответ на вопрос о смысле человеческого Бытия.

Статья "Субкультуры" - Верная Анастасия 2006 www.subcult.ru
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (13 Май 2012)
Просмотров: 1170 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
21:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz