Методы и приемы психолого-педагогического воздействия при сопровождении детей
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится: - проявление доброты, внимания, заботы; - просьба; - поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения); - "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает;
- аванс побуждает к лучшему; - обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива; - прощение; - проявление огорчения; - проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения: - убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога; - доверие; - моральная поддержка и укрепление веры в свои силы; - вовлечение в интересную деятельность; - нравственное упражнение.
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика: - опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено; - фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению; - активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы: - констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен; - необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе); - осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм; - наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание; - предупреждение; - проявление возмущения.