Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители — ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.
1. По структуре:
Полные семьи
Неполные семьи
1) с одним ребенком; 2) с 2 (однополыми); 3) с 2 (разнополыми); 4) с 3 детьми; 5) многодетная (с 4 детьми и более); 6) дети сводные; 7) дети неродные; 8) в том числе с бабушкой, дедушкой.
1) одинокая мама; 2) родители разведены; 3) один отец; 4) опекун.
2. По материальной обеспеченности семьи:
- с очень высоким материальным достатком; - с высоким материальным достатком; - со средним материальным достатком; - с низким материальным достатком; - нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:
1) социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении
- воспитательно сильная
2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении
- воспитательно неустойчивая;
- воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними
3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении
- воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой; - воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой
4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении
- маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);
- вступающая в конфликт с законом; - преступная; - психически отягощенная
Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки - секс, юноши - наркотики)
4. «Задавленное детство»
Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти
Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка
5. «Загубленное детство»
Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор — каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону
Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс, наркотики), стремление отгородиться от окружающих
Если родители понимают, что в семье имеет место проблема и ищут пути для ее преодоления, социальный педагог может предложить родителям анкету с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов. На основе полученной информации, совместно с родителями, наметить пути нормализации положения. Анкета также может быть анонимной, если социальный педагог организует родительский тренинг семейного общения.