1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы). 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности). 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
Характеристика профессионального плана:
• определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения); • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.); • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению); • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора); • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии); • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности); •согласованностьплана с потребностями рынка труда.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА
Составляя личный профессиональный план, необходимо:
• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии; • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете; • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать; • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом; • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии; • узнатьсодержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста; • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»; • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.