Пятница, 29 Мар 2024, 14:22
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Как же выглядит развод в глазах ребенка?
Читать статью на тему: "Как сообщить ребенку плохие новости"

Семья для взрослых и для детей значит совершенно разное. Взрослые создают семью сами, это их выбор, их решение. Правильный или нет, но это их поступок, совершаемый по зрелому размышлению и во взрослом возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают её. Для ребенка всё это – предыстория его существования, что-то, что было давным-давно и не могло быть иначе, как для нас – Куликовская битва или Октябрьская революция.
И если развод для взрослых – это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое из лучших побуждений они идут по собственной воле, то для ребенка расставание родителей – это разрушение среды обитания. Это и землетрясение и война сразу. Для разводящихся взрослых гамма чувств изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. У детей реакция послеразводной эйфории абсолютно исключена. Их переживания изменяются в диапазоне от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма, бунта, полного несогласия с мнением родителей.


Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем,

- насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей;

- враждебностью отношений родителей до развода

- временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей,

- исходным состоянием здоровья и возрас­том ребенка и родителей.

Американские психологии Дж.Валлерштейн и Дж.Келли, изучавшие, как переживают развод и следующий за ним кризисный период дети разного возраста, утверждают, что известие о разводе для большинства детей – шок, так как родители не говорят о приближающемся разводе до последнего момента. Маленькие дети оказываются неготовыми воспринять эту новость даже в семьях, где родители открыто враждовали.
Дети дошкольного возраста обычно бывают ошеломлены и испуганы. Особенно болезненно переносят распад семьи девочки 2-5 и мальчики 5-7 лет. Не понимая причин разлада между родителями, ребенок приходит к выводу: "Раз мне так плохо, значит я в чем-то виноват". Подобное ощущение вины приводит к потере чувства собственной полноценности, страху перед разлукой и потерей любви, перед расплатой за свои поступки, страху после отца потерять и мать. Этот страх базируется на шокирующем детей открытии о преходящем характере любви. Это усугубляется и тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей
В младшем школьном возрасте большинство детей понимают, что не виноваты в разводе, но и они тревожатся по поводу своего будущего. Отличительной чертой детей этого возраста является острое чувство стыда. Детям стыдно признаться, что уход отца подразумевает отказ от них, что означает с их точки зрения, что они недостойны любви.
Только в 13-18 лет дети, испытывая чувство обиды, озлобляясь и обвиняя в происшедшем одного или обоих родителей, в то же время способны составить адекватное представление о причинах развода и о своих отношениях с родителями.
Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

- пред­шествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;

- ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;

- дефицит общения с остав­шимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;

- ухудшив­шиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку не­скромные вопросы, дразнят и т.д.

Очень часто психологи сталкиваются с мнением разводящихся родителей, что лучше вообще не говорить детям о том, что папа с мамой больше не будут жить вместе. Многие полагают: если есть возможность молчать, то нужно молчать как можно дольше. Вырастут дети, сами поймут, что и как. А пока папа уехал в командировку. Его нет в повседневной жизни ребенка, и нет повода о нем говорить.
Обычно подобное убеждение возникает от страха родителей неправильно провести разговор с ребенком, от неумения излагать свои мысли и чувства, боязни, что дети обвинят во всем оставшегося с ними родителя. Но умолчание о разводе – это бомба замедленного действия. Рано или поздно она взорвется, и напряжение ожидания может стать более мучительным, чем те переживания, которыми сопровождается первый трудный разговор.
В подавляющем большинстве случаев ребенок остается жить с матерью и именно ей приходится решать – какими словами, в какой форме сообщать ребенку о разводе. Дошкольнику часто достаточно сказать, что папа жить вместе с ними больше не будет, но он обязательно будет к ним приходить. Подростку можно сказать больше, однако не следует вдаваться в подробности ("разлюбил", "изменил", "оказался подлецом"). Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Если же ребенок совсем мал (до 3 лет) следует отложить разговор до того момента, когда у него появятся вопросы об отце. В любом случае важно не только понятно и доступно объяснить ситуацию, но и в положительном свете нарисовать будущее ребенка.
Насколько бы правильно ни была проведена первая беседа с ребенком, негативных последствий развода никогда не удаётся избежать полностью. Развод так или иначе травмирует детей. Только в одном случае он воспринимается с облегчением: если отец был для ребенка источником угрозы или объектом страха, что чаще всего случается в семьях алкоголиков или слоях общества, близких к криминальным. Во всех других обстоятельствах поведение ребенка чаще всего изменится, как оно меняется у всех людей, переживающих психологический стресс.
Протест ребенка против насильственного вмешательства в его судьбу может принимать как явные, так и скрытые формы. Девочки чаще носят переживания "в себе", внешнее поведение может почти не меняться. Однако вполне могут проявиться другие признаки нарушения адаптации: понижение работоспособности, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность, жалобы на физическое самочувствие. Иногда все эти признаки служат одной цели – привлечь к себе внимание расстающихся родителей, скрепить их узы или, по крайней мере, убедиться, что хотя бы ребенка они не разлюбили.
Для мальчиков характерны более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер: воровство, непослушание, вранье, сквернословие, побеги из дома. Если ведущие переживания девочек – грусть и обида, то у мальчиков это гнев и агрессивность.
Многое в психологической реакции ребенка зависит и от возраста. Маленькие дети могут сообщить о своем неблагополучии только одним способом – заболеть. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения – все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения, с помощью которых они предлагают взрослым задуматься о семейном климате.
Обычная реакция подростков на развод родителей – обвинение, разочарование, низведение с пьедестала. Девочки часто начинают относиться к матери как к неудачнице и искать новые модели для подражания. У мальчиков на первый взгляд более приемлемая позиция. Зачастую они жалеют мать, стараются быть ей опорой, принимают роль старшего или единственного мужчины в доме. Однако в дальнейшем это отношение чревато ревностью к другим мужчинам, страхом потерять мать.
Ребенок может переживать и выражать, или, как говорят психологи, "отреагировать" свои эмоции не только в семье. На первый взгляд непонятные и неожиданные слезы, агрессивность, конфликты, рассеянность внимания в школе или детском саду могут свидетельствовать о том, что ребенок "прорабатывает" имеющимися у него психологическими средствами семейные стрессы. Дело в том, что повседневное поведение ребенка напоминает сообщающиеся сосуды: "семья – школа (детский сад)": он учится уклоняться от конфликтов там, где встречает наибольшее сопротивление, но при этом выражает агрессию или обиду в другой среде, где он не опасается сильного наказания или может рассчитывать на понимание. Если же ребенок находится в постоянном напряжении и дома и в школе, очень быстро наступает истощение нервной системы. 70% детских неврозов, по мнению врачей, имеют своим источником семейные конфликты.
Порою тяжелые переживания ребенка усугубляются взрослыми:

- кто-то видит в нем причину развала семьи и, не стесняясь, говорит об этом,

- кто-то узнает ненавистные черты бывшего супруга или радуется их отсутствию.

- Иногда взрослые просто "отыгрываются" на детях как самых беззащитных и доступных для выброса отрицательных эмоций существах.

А. И. Тащёва, кандидат психологических наук
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 698 | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
14:22


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz