Пятница, 26 Апр 2024, 20:04
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Идущие рядом
У школьного психолога часто возникает необходимость работать с эмоциональной сферой клиента: выгорание у педагогов, душевные метания ступивших на извилистые тропки переходного возраста подростков, беспокойство в связи со сложным поведением детей у родителей. Во многих случаях проблемы такого рода усугубляются также тем, что в силу сильных эмоциональных переживаний человек не может посмотреть на проблему с новой позиции, не видит из нее выхода.

В этом случае как средство психологической помощи можно использовать притчи. Метафорический рассказ, имеющий интерактивный элемент, включающийся по ходу повествования, способен решить сразу несколько задач: вывести клиента за рамки его проблемы, помочь взглянуть на нее со стороны, четче для себя и психолога сформулировать запрос, запустить механизм рефлексии, в ходе которой могут быть актуализированы внутренние, доселе скрытые ресурсы.
Цель и задачи психологической работы с притчей:

• рефлексия с формулировкой своих трудностей и запроса к психологу;

• поиск и актуализация внутренних ресурсов;

• выработка навыков использования этих ресурсов в стрессовой ситуации;

• развитие творческих навыков.
Притча

Когда-то давно, в незапамятные времена, человек был равен животным. Он делил с ними пищу и кров. Они вместе охотились, зализывали раны и дрожали от страха, когда темной ночью гремел гром и сверкали молнии. Но однажды к человеку пришел Бог и сказал:

— Ты мое любимое творение, я создал тебя по образу и подобию своему. И именно ты мудрее всех других моих созданий. А посему я хочу испытать тебя, проверить твою мудрость. Я принес тебе дар — величайший из всех. Но за него тебе придется заплатить многим. Я принес тебе Разум. Приняв его, ты вознесешься над всеми животными, и не будет уголка во Вселенной, куда бы ты ни заглянул. Ты опустишься на дно самых глубоких морей, ты поднимешься выше облаков к звездам, научишься лечить множество болезней. И не будет тебе покоя, ибо будешь ты вечно сам себе задавать вопросы об окружающем тебя мире и стараться найти на них ответы.
Но это сделает тебя самым одиноким существом на свете. Познавая тайны мироздания, ты познаешь и свою смертность. Каждый человек будет страдать, понимая, что дни его сочтены. Он будет смотреть на птиц, зверей и рыб и думать: “Вот они, блаженные, живут, полностью отдавшись течению времени. Им невдомек, что скоро умирать, что старость принесет болезни и немощь. Они упиваются жизнью здесь и сейчас. А я знаю, что умру, что буду болен и слаб, когда состарюсь, и не увижу того, что будет с миром, когда меня не станет...”

Так будет думать человек, и еще яростнее он будет познавать мир, создавать произведения искусства, чтобы хотя бы так запечатлеть свои чувства и сохранить их для потомков. Страх смерти и горечь ее толкнет многих на великие деяния и на страшные преступления лишь затем, чтобы их имя сохранилось в веках.

И я спрашиваю тебя, человек, готов ли ты принять мой дар и взвалить эту ношу на свои плечи?

Долго думал человек, глядя то на звезды над головой, то себе под ноги. Наконец он ответил:

— Да!

Улыбнулся на это Бог и молвил:

— Я знал, что ты примешь мой дар и не устрашишься платы. И я награжу тебя за храбрость. Я сделаю твое одиночество не таким горьким. Знай же, что отныне у каждого из вас, людей, будет свой помощник и поводырь, который будет следить за вами оттуда, куда смертным пути нет. Каждого человека будет сопровождать свой хранитель, от момента рождения и до самой смерти. Он будет, подобно губке, впитывать все мысли, чувства, переживания, знания человека. И он будет расти и взрослеть вместе с человеком. И таков будет его облик, каким его сотворит человек, по образу своему и подобию. И каждый из вас будет не одинок, и всякому помогут и поддержат. А когда вам будет совсем тяжело, каждый из вас сможет обратиться к своему хранителю, и его просьбы будут услышаны. Да будет так!

Сказав это, Бог оставил человека одного. В душе у того поднимались доселе неизвестные чувства — странная смесь тоски и возбуждения. Человек принялся ходить кругами, не находя себе места. В итоге он решил развести костер, чтобы чем-то себя занять.

И вот, сидя у огня, человек вдруг представил неимоверно ярко и красочно огромные машины из металла, с ревом несущиеся в небо, оставляя за собой огненные хвосты; механизмы, переносящие людей на огромные расстояния по суше, воздуху и воде; приборы, освещающие жилища темными ночами; несметное количество толстых, красиво отпечатанных книг, где собраны сотни тысяч разгадок тайн природы… Его сердце радостно забилось от гордости за свой народ, который сумеет добиться столь многого. А в следующий миг оно заныло от пронзительной тоски — победы человечества сменились болью от мысли, что первый человек, мечтавший о полете к звездам, не доживет до дня, когда это станет реальностью; что тысячи больных умрут за века до того, как будет найдено лекарство; что сотни ученых поплатятся рассудком, уважением окружающих и жизнью за свои смелые идеи, а признание к ним придет лишь через много столетий; что какими бы красивыми ни были картина, статуя или музыка, они не продлят жизнь своего создателя, а лишь подарят ему иллюзию вечной жизни в памяти потомков.

Когда весь груз этих тяжких мыслей рухнул на сидящего у костра, он заплакал. Он выл и кричал, слезы стекали по его трясущимся щекам, а руки сжимались в кулаки. Человек не знал, сколько времени он так провел, но чуть позже он смог немного успокоиться. Чтобы окончательно прийти в себя, человек решил воспользоваться старым способом — набрать особой травы, росшей здесь в изобилии, и бросить ее в огонь: люди давно заметили, что вдыхание дыма от этой травы расслабляет ум и успокаивает истерзанное сердце.

Набрав травы, человек бросил ее в огонь и стал ждать, пока дым не приобретет характерный мутный оттенок и пряный запах. Тогда он начал взмахами руки направлять дым на себя и вдыхать его полной грудью. И правда — тоска отпустила, а мысли потекли гораздо медленнее и спокойнее. Глядя в огонь, человек вдруг задумался, почему огонь горит так, а не иначе, почему он желтого цвета, почему оставляет после себя золу и пепел. И хотя он так и не смог придумать ответы, ему было приятно, что его мозг стал вдруг таким любопытным. Внезапно его посетила мысль, такая простая, что человек даже поразился, что раньше ему это не приходило в голову: “Как так получается, что, когда я сижу на расстоянии от костра, не касаясь его и не трогая, я все же чувствую тепло?” Но эта мысль тоже долго не задерживалась, и вскоре человек начал клевать носом, а потом и вовсе крепко заснул.

Ему приснилось, что он стоит посреди огромного поля, тянущегося от горизонта к горизонту. Вокруг полная тишина, и даже ветер колышет верхушки трав абсолютно беззвучно. “Я один в целом мире”, — подумал человек, и ему вновь стало больно.

Вдруг он почувствовал чье-то присутствие рядом и резко обернулся. Перед ним, шагах в двадцати, была видна фигура. Воздух вкруг нее дрожал, словно при полуденном зное, да так сильно, что практически скрывал незнакомца. Несмотря на это человек разглядел в телосложении и движениях пришельца нечто очень знакомое и близкое. Ему вспомнились слова Бога о хранителях и помощниках, призванных поддерживать людей в их одиночестве.

— Я твой спутник, твоя тень, твой хранитель, поводырь. Я знаю все, что знаешь ты, чувствую все, что чувствуешь ты, помню все, что помнишь ты. И я могу помочь тебе, ведь я знаю все твои сильные стороны, и мне известны все твои переживания. Но лишь ты сам в силах преодолеть трудности на своем пути, — молвил призрак, окруженный дрожащей дымкой. Его голос, хоть и странно искаженный, был собственным голосом человека.

— Ну что ж, давай поговорим…
Работа с притчей

Психологическая работа с притчей проходит в формате диалога между “человеком” (клиент) и “фантомом” (психолог). Суть диалога сводится к наводящим вопросам, которые задает психолог, направляя клиента на углубленный анализ своих ответов. Диалог должен начинаться с вопроса “фантома” “Кто я такой?”. Причем терапевт должен в ролевой форме пояснить, что “фантом” не имеет собственной формы, его суть определяется “вверенным” ему человеком.

Это упражнение по принципу напоминает работу с “тенью”: человек сам вкладывает свое содержание в некий изначально пустой символ. Ответ на вопрос “Кто я такой?”, во-первых, интегрирует клиента в ролевую среду притчи, поможет ему войти в роль; во-вторых, продемонстрирует, какие качества клиент хочет видеть в том, кто может ему помочь (то есть те качества, в которых он сам подсознательно чувствует дефицит). Потом через наводящие вопросы формулируется запрос и, по сути, моделируется обстановка, в которой клиент как бы отделяется от себя и может посмотреть на свою проблему со стороны. Плюс к этому начинается поиск внутренних ресурсов. Ведь беседу можно повести и в другом ключе (“фантом” говорит, что его личность определяется самим человеком и человек “лепит” “фантома”).

Такого рода психологическая работа подходит людям с религиозным мировоззрением и выраженными экзистенциальными запросами.
Пример диалога

— Кто я такой?

— Ты тот, кто может помочь мне. Ты сильный, умный, спокойный, расчетливый, беспристрастный.

— Почему тебе нужна моя помощь?

— Я запутался.

— Чем я мог бы помочь тебе?

— Ты бы мог дать мне решимости и спокойствия, чтобы я мог решить мои проблемы.

— Почему ты сам не можешь их решить?

— Мне страшно.

— Все, чем я владею, исходит от тебя. Если я сильный, то потому, что ты сильный. Мой ум — от тебя, моя память — от тебя. Почему ты думаешь, что ты этого лишен?

— Я не могу найти в себе решимость.

— Как ты думаешь, как ее можно обрести?..

И так далее.
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 651 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
20:04


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz