Формирование духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии
Духовная культура личности Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой, во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено, прежде всего объективной многозначностью культуры. «Чем богаче, подлежащий определению предмет,- писал Гегель, - т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те её стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно – теоретической мысли, во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры. История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв. Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу принимался «только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд». Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников. Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей. Объективные условия формирования культуры подростков и молодежи не всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного, профессионального и индивидуально – типологического характера. Только органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности согласно заданной модели. Этим объясняется значение комплексного, системного характера формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни, представляющей собой целостную систему. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение. По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.
Выбор профессии как показательдуховной культуры личности
Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями. Одной из целей деятельности специалистов, работающих с подростками и молодежью, по профориентации, является подготовка выпускников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации необходимо ставить перед собой задачи и более близкие, конкретные цели:
- вооружение учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков,
- раскрытие творческих возможностей и потребностей,
- воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д.
В результате это определит уровень развития личностных качеств выпускников. В зависимости от степени воспитанности выпускников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым, ограничивая развитие полноценной личности. Своеобразными оказываются результаты деятельности специалиста и выпускника в процессе профориентации. Продукт деятельности специалиста воплощается в психическом облике выпускников – в их знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности выпускника. Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности. Они должны осознавать, что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно - полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека. Необходимо помочь выпускнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика. Вот главные принципы, которые необходимо учитывать при проведении диагностики:
1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.
3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.
«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно.
Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её, делая из неё какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить, что вполне им всё-таки и не удаётся». Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможет несложный экспресс анализ (см. Тест "Экспресс-анализ"). Совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко. Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя. Ответив на вопросы (Тест "Художник или мыслитель"), пользуясь одиннадцатибальной системой, можно также определить к какому типу относиться выпускник. Говорить, кто из них умнее, нет смысла, поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке. Верно и другое: если художественный тип, заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвятить себя точным наукам, стоит серьёзно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников, скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Но что делать, если выпускник считает, что недобрал нужных баллов? Тут-то специалист по профориентации и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а больше работать над собой. Сумела же обыкновенная женщина, которой, как известно, до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания, а инвалид, обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни в постели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделать себя, множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю и настойчивость ничем не заменить.