1. Общие положения На должность социального педагога принимается лицо, имеющее среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы. Социальный педагог принимается и освобождается от должности директором средней общеобразовательной школы. Социальный педагог входит в состав социально-психологической службы средней общеобразовательной школы и действует в тесном взаимодействии со всеми специалистами Службы. Социальный педагог подчиняется непосредственно администратору средней общеобразовательной школы, осуществляющему управление социально-психологической службой. Социальный педагог должен знать:
- Конституцию РФ и РБ;
- законы РФ и РБ, решения Правительства РФ, РБ, федеральных и республиканских органов управления образованием по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
- общую и социальную педагогику;
- педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
- основы валеологии и социальной гигиены;
- социально-педагогические и диагностические методики;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности Социальный педагог: - осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей); изучает психолого – медико - педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
- организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
- способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья в период учебно-образовательного процесса;
- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных Служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации;
- участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим;
- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3. Права Социальный педагог имеет право:
- участвовать в управлении учреждением, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной средней общеобразовательной школой;
- представлять на рассмотрение директора средней общеобразовательной школы предложения по вопросам своей деятельности;
- получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
- требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
- на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
- повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
4. Ответственность Социальный педагог несет ответственность: - за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка средней общеобразовательной школы, иных локальных нормативных актов и законных распоряжений администрации, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, - в соответствии с законодательством об образовании и трудовым законодательством; за адекватность применяемых им методов и методик работы;
- за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,
- в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством,
- за причинение материального ущерба,
- в соответствии с действующим законодательством.
Источник: Сборник нормативно-правовых документов специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений Республики Башкортостан, Уфа-2008г.