1. Общие положения На должность педагога-психолога принимается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология", без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог принимается и освобождается от должности директором средней общеобразовательной школы. Педагог-психолог входит в состав социально- психологической службы средней общеобразовательной школы и действует в тесном взаимодействии со всеми специалистами службы. Педагог-психолог подчиняется непосредственно администратору средней общеобразовательной школы, осуществляющему правление социально-психологической службой.
Педагог-психолог должен знать: - Конституцию РФ и РБ; - законы РФ и РБ, решения Правительства РФ, РБ, федеральных и республиканских органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; - нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, социальной защиты;
- общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
2. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
- осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в средней общеобразовательной школе;
- содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка;
- способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
- определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
- оказывает помощь обучающимся, воспитанникам, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
- проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения;
- материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников;
- ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению;
- участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
- осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и поиску;
- определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию; - составляет психолого-педагогические заключения; - формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих);
- консультирует работников средней общеобразовательной школы по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);
- участвует в работе педагогических, методических советов, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время учебно-образовательного процесса;
- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3. Права Педагог-психолог имеет право:
- участвовать в управлении средней общеобразовательной школы, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной средней общеобразовательной школой;
- представлять на рассмотрение директора средней общеобразовательной школы предложения по вопросам своей деятельности;
- получать от руководителей и специалистов учреждения информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
- требовать от руководства средней общеобразовательной школы оказания содействия в исполнении должностных обязанностей;
- на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте;
- повышать профессиональную квалификацию, проходить аттестацию.
4. Ответственность Педагог-психолог несет ответственность:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка средней общеобразовательной школы, иных локальных нормативных актов и законных распоряжений администрации, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией,
- в соответствии с законодательством об образовании и трудовым законодательством;
- за адекватность применяемых им методов и методик работы;
за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,
- в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством; за причинение материального ущерба