Суббота, 27 Апр 2024, 01:10
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Социальному педагогу

Для чего подросткам субкультура?
Наше общество не однородно. Каждый человек — это особенный микромир, со своими увлечениями, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур — объединений людей по мировоззрению и интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. И молодежные субкультуры — не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей. Становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает нормы поведения, законы общения, социальные роли... Субкультура — это часть общественного организма. Образно говоря, она словно рука. Если ее отрезать — человек сможет жить, но будет инвалидом.

Неформалами принято называть тех людей, чьи интересы, увлечения и социальные роли не являются «официальными», «юридически заверенными», «формальными». Большинство молодежных групп такими и являются: они создаются по доброй воле и чаще всего нигде официально не зарегистрированы. Но есть у этого термина и другой подтекст, намекающий на свободолюбие и даже некую социальную отверженность определенной группы людей. Многих поэтов, даже если они состоят в Союзе писателей, можно назвать неформалами по духу их творчества. Романтичный флер этого слова родом из советского времени, когда таких «свободных художников» не всегда жаловала официальная власть.

Но, как известно, если звезды зажигаются — значит, это кому-то нужно. И молодежные субкультуры появились для того, чтобы удовлетворять базовые потребности молодых людей.

Основные функции молодежных субкультур
1. Социализация. Субкультуры необходимы для социализации личности — это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. И например, глядя на плакат кумира, девочка впервые ощущает себя девушкой — тем самым осваивая новую социальную роль. Субкультура учит ответственности — за себя и за младших друзей-неформалов. Мне известны случаи, когда старшие неформалы проявляли трогательную заботу о новичках, которые только-только вливаются в тусовку. Причем забота эта касалась не только объяснения правил той или иной субкультуры. Однажды, еще в конце девяностых, мне посчастливилось наблюдать такую картину. «Взрослые» металлисты, лет по 16—17, вели серьезную беседу с 12—13-летними «малышами»... о вреде наркотиков! При этом лица всей компании выражали сосредоточенность — от развязности и иронии тусовщиков в тот момент не осталось и следа.

А сейчас подобные беседы старших с младшими неформалы ведут в Интернете: на форумах и дневниках. Конечно, в основном они обсуждают любимые группы, впечатления от концертов или внешний вид друг друга, спорят, кто из них «тру» (настоящий неформал), а кто — «позер» (выпендрежник, пришедший в субкультуру лишь покичиться атрибутикой). Но еще они рассуждают о смысле жизни, о проблемах — и помогают друг другу, хотя бы советом и просто вниманием. Так подросток находит поддержку среди единомышленников, даже если эта поддержка — виртуальная.

2. Восстановление сил, снятие напряжения. Мы все живем в мире, где каждая минута на счету. В этом ритме приходится жить даже маленьким детям, тем более — подросткам. А вечная спешка, перенапряжение и попытка успеть буквально все чреваты нервным истощением. За работой или учебой обязательно должен следовать отдых. И очень важно, чтобы свободное времяпровождение было не только полезным (как хотят взрослые), но и приятным. Подросток, например в рок-клубе, отдыхает от проблем, накопившихся за день в школе и просто с интересом проводит время. И этот отдых — хорошая альтернатива «отдыху» другому — с сигаретой и пивом у подъезда.

3. Компенсация. Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Рассмотрим это на примере рок-лирики. Порой недобрые тексты — это те же детские страшилки, вроде «черной руки», «красной комнаты» и «маленького мальчика» (нашедшего пулемет). Вот только детки растут — и приколы меняются. Лет с 10—12 подросток вполне понимает, что музыкант не призывает к войнам, насилию, агрессии — это метафоры, сарказм, а порой, увы, отражение суровой реальности. У рока большинство текстов до сих пор социально окрашенные. В них отражаются зло и несправедливость, которые так видны честному взгляду подростка. И подростку становится легче, когда об этом знает — и поет! — кто-то еще. В этих песнях он черпает силы, чтобы идти вперед, развиваться, даже когда очень трудно.

Некоторым ребятам такие тексты помогают избавиться от фобий — например, страха смерти, одиночества, отверженности. Лирический герой песен попадает в суровый мир, но борется с трудностями и успешно преодолевает их. Это умение и перенимает юный неформал, и сам начинает бороться со своими страхами. А если герой погибает, это дает подростку шанс, сопереживая ему, стать мудрее, смелее.

4. Стимулирование творчества. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей — и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь. Поддерживайте эти творческие порывы в своем взрослеющем ребенке — и этим вы не только снизите стресс, но и поможете подростку самореализоваться и, возможно, найти профессию по душе.

Не только протест
Особо надо отметить, что далеко не все подростки идут в субкультуру ради протеста. Да, несомненно, в советский, а особенно в перестроечный период подростки становились неформалами в знак неприятия политической системы. А позже многие просто дорвались до свободы и решили не упустить возможность показать себя во всей красе, даже если краса понималась ими как ирокез на голове. За последние десять лет ситуация изменилась. Теперь все больше неформалов идут в субкультуру не ради «крутизны», а потому, что то или иное мировоззрение, образ жизни близки им. Кому-то просто нравится музыка, спорт и другие виды самовыражения и времяпровождения. Чем старше становится молодой человек, тем спокойнее и одновременно глубже становится его увлеченность. Он узнает все больше о субкультуре, у него накапливается опыт и постепенно приходит понимание, что верность своим увлечениям важнее показного бунтарства. Вообще субкультура одновременно и молодеет, и взрослеет. Все чаще можно встретить неформала, который по возрасту гораздо ближе к ребенку, чем к подростку — 10—12 лет. И в то же время уже не удивляют «старички» за тридцать, а то и за сорок лет, не бросившие своих юношеских пристрастий. Получается, дело совсем не в возрасте, а в чем-то гораздо большем. И если субкультура делает жизнь человека интереснее и осмысленнее — то не так уж и важно, сколько ему лет.

При этом до сих пор среди родителей, психологов и учителей бытует мнение, что неформалами становятся обязательно из-за внутренних конфликтов, но это не всегда так. И если взрослые не будут придумывать то, чего нет на самом деле, то и их взрослеющим детям, и им самим жить будет легче.

Принадлежать к какой-нибудь субкультуре для подростков — это естественно, как дышать. Это не каприз, это не назло взрослым. Это потребность — как в пище и воде. Просто пришел час искать себя, прошлые вещи, убеждения и игры стали малы, подросток перерос их, как детскую курточку. Теперь все — новое. От этого становится страшно и весело одновременно. Музыка, спорт, ролевые игры, тусовки и клубы — это та духовная пища, те «витамины», которые помогают развиваться и крепнуть новой личности подростка.

Практикум

1. Общаясь с подростком, попытайтесь понять, какая функция (функции) субкультуры ему важнее всего.
– Как вы думаете, почему именно эта функция так важна ему на данном этапе?
–Что дает ему субкультура, чего он не в состоянии получить в русле общей культуры?

2. Какие перемены в поведении и образе жизни ребенка вы заметили с тех пор, как он стал неформалом?
– Обратите внимание, стал ли подросток увереннее в себе, общительнее, любопытнее?
– Проявились ли у него новые творческие задатки?
– Все ли изменения вам не нравятся? Может быть, какие-то перемены совсем не плохи?
Категория: Социальному педагогу | Добавил: angel(мфвшл11092) (13 Май 2012)
Просмотров: 853 | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
01:10


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz