Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)
Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию».
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.
Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть его ведущие симптомы. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, можно дать достаточно объёмную характеристику психологического состояния исследуемого. Интерпретация результатов проводится по трем фазам: напряжение, сопротивление (или резистенция) и истощение.
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны - то знак «-» («нет»).
Текст опросника.
Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело. Моя работа притупляет эмоции. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. Работа приносит мне все меньше удовлетворения. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы. Я очень переживаю за свою работу. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. Последнее время меня преследуют неудачи на работе. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. Успехи в работе вдохновляют меня. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной. Я часто работаю через силу. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не слышать. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я затрачиваю. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. Моя работа меня очень разочаровала. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. Моя карьера сложилась удачно. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес. Моя работа плохо на меня повлияла - обозлила, притупила эмоции, сделала нервным. Обработка данных.
Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов - получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.
Ключ.
Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ. В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.
9 и менее - несложившийся симптом; 10-15 баллов - складывающийся симптом; 16 и более - сложившийся симптом; Соответственно сумма баллов по всем симптомам; равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»; 50-75 - о начинающемся «выгорании»;; 80 и более - об имеющемся «выгорании».