Цели: формировать умение работать с дополнительной литературой, использовать источники, доказательно строить свое выступление, аргументировать свою точку зрения; развивать умение вести дискуссию, выделять главное и второстепенное.
Оборудование: карта; красиво оформленный текст; камешки для голосования, сосуд; элементы одежды греков; тексты поэм Гомера «Одиссея» и «Илиада».
Комментарии для учителя: Деловая игра - игровой метод обучения, который способствует повышению активности, внимательности детей. Подрбная форма занятия позволяет обобщить знания, полученные на предыдущих уроках и увидеть их в новом ракурсе. Данная игра удачно интегрируется с уроками литературы и рисования.
Ход мероприятия
I. Судебный процесс
Учитель объявляет о начале судебного процесса. Архонт приводит судей к присяге. Судьи дают клятву: &Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совестя, без пристрастия и ненависти, Клянусь! Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого. Клянусь! И как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Клянусь! Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки. Клянусь!
Обвинитель выдвигает обвинение по следующим пунктам:
1. Одиссей - трус, он притворялся безумным, не желая участвовать в войне. Одиссей - эгоист, который, спасая себя, не думает о товарищах («ступил на щит при высадке на берег, помня о предсказании, не предупредил товарищей»).
2. Одиссей - хвастун, его тщеславие привело к гибели товарищей (Полифем насылает гнев Посейдона на Одиссея и его спутников).
3. Одиссей - жестокий человек (расправа с женихами Пенелопы).
4. Одиссей - вероломен (привлечение Филоклета и Неоптолема, похищение палладия из храма Афины).
Для доказательства обвинитель приводит показания свидетелей. Одиссей доказывает свою невиновность, также опираясь на показания свидетелей.
Примерные пункты защиты:
1. Способствовал победе над Троей (нашел способ опознать Ахиллеса, без участия которого война обречена на неудачу).
2. Одиссей - храбрый, отважный воин (прикрывал отход Аякса с телом Ахилла, был ранен).
3. Хитрость и находчивость Одиссея помогла грекам в военных действиях (начало наступления на Трою, деревянный конь, похищение палладия);
4. Одиссей - верный и любящий муж и отец. Заседание ведет архонт при помощи эксперта (учителя). Сложность ведения состоит в поиске компромисса между подготовкой хода судебного заседания и экспромтом. После того как все мнения выслушаны, архонт проводит голосование и объявляет результаты.
II. Подведение итогов
Учитель просит высказаться участников по поводу проведенного заседания. Далее учитель дает собственную оценку судебного заседания, подводит итоги в результате обсуждения следующих вопросов:
1. Докажите, что в результате законов Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.
2. Что общего и в чем отличие судебного процесса в Древней Греции и в нашей стране сегодня?
3. Почему имена Гомера, Солона остались в истории?