«Основы православия и другие православно ориентированные предметы изучают 430 тыс. школьников в 39 регионах», – признала начальник отдела общего образования Министерства образования и науки РФ Ирина Тараданова.
Тем не менее, дискуссия вокруг преподавания Основ православной культуры (ОПК) и других религиозных культур в отечественной общеобразовательной школе продолжается, тут же отметила чиновница. «Дискуссия о преподавании религиозных культур продолжается», – цитирует Тараданову РИА «Новости».
В чем же дело? Раз ОПК и «другие православно ориентированные предметы» пользуются таким спросом, то к чему тогда вести эти бесконечные споры о том, надо ли их вводить в обязательную школьную программу или нет?
Дебаты вокруг ОПК действительно ведутся уже очень давно. Сторонники преподавания этого предмета утверждают, что православная культура является исключительно важной частью русской культуры, и поэтому ее необходимо изучать. Кроме того, в стране проживают миллионы православных верующих, и среди них – немало тех, кто считает необходимым приобщать своих детей к православной духовно-нравственной традиции.
Противники же преподавания этого предмета в школе подчеркивают светский характер нашего государства и считают, что введение ОПК в школьную программу будет способствовать клерикализации общества.
Отсутствие в обществе консенсуса по этому вопросу подтвердил и опрос читательской аудитории KM.RU, который провел наш портал в 2006 году. Отвечая на вопрос «Считаете ли вы обязательным изучение в школе «Основ православной культуры?», 51,3% принявших в нем участие (3416 человек) сочли, что этот предмет должен преподаваться в школе в обязательном порядке. Впрочем, 48,7% читателей проголосовали тогда против обязательного изучения ОПК.
Отметим, что в российской средней школе сейчас еще действует стандарт, введенный в 1992 году и состоящий из трех компонентов: федерального, национально-регионального и компонента образовательного учреждения. И в рамках регионального компонента ОПК в школах преподается – отсюда те цифры, которые приводит г-жа Тараданова.
Однако, согласно новому стандарту, который начнет действовать с 1 сентября 2009 года, в школьной программе сохранится лишь федеральный компонент. Таким образом, судьба ОПК, что называется, повисла в воздухе.
Правда, эксперты отмечают, что избрание митрополита Кирилла на патриарший престол вполне способно повлиять и на расклад мнений, связанный с введением ОПК в школьную программу. Есть основания полагать, что за счет своего авторитета он сможет добиться положительного решения этого вопроса, и православную культуру будут изучать все желающие.
Отметим, что от того, как решится вопрос – быть или не быть ОПК в школах – зависит и судьба атеизма, на котором пока основывается весь образовательный процесс. Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, например, полагает, что атеизм в основе государственного школьного образования противоречит Конституции. Он считает, что ситуация почти не изменилась с советских времен, когда в основе школы лежали атеистические взгляды. «Это несправедливо, это не соответствует Конституции, по которой никакого государственного мировоззрения быть не должно», – цитирует отца Воробьева РИА «Новости».
Сколько же продлится дискуссия по ОПК? С этим вопросом журналист KM.RU обратился к настоятелю 9 православных храмов в России протоиерею Дмитрию Смирнову:
– Эта дискуссия, если ее не остановить, будет продолжаться тысячу лет. Есть люди, которые христианство не принимают на дух, поэтому, сколько с ними ни дискутируй, для них оно ненавистно самим фактом своего существования. Они инициируют эту якобы общественную дискуссию.
У нас православных – 100 млн человек: уже этого достаточно для ведения предмета «Основы православной культуры». Кстати, только в трех армиях мира нет военного духовенства. Это в Китае, Северной Корее и России. И та же группа людей, которая выступает у нас против Основ православной культуры, противится и введению института духовенства в армии.
Что касается заявления отца Владимира, то он абсолютно прав. Вся система образования у нас – нахально-атеистическая. Преподают детям какие-то дикие гипотезы по поводу происхождения человека от обезьяны. Это – совершенно ненаучная теория, нам же предлагают мифы, рожденные в XIX веке, под видом науки. Есть три теории происхождения человека. Первая – библейская, вторая – Чарльза Дарвина, а третья – теория уфологов, согласно которой, люди прилетели из космоса. И кроме библейской, остальные не выдерживают никакой критики. Но есть отдельные люди, которые настолько ненавидят Библию, что готовы преподавать вместо нее любую чушь. Так что отец Владимир прав: вся наша система образования насквозь пропитана атеизмом.