Пятница, 27 Янв 2023, 04:52
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51589


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Вероучение раннего буддизма. Хинаяна
Буддизм отрицает реальность феноменального мира – источника страданий. Спасение от них в уходе из этого мира в мир высшей реальности и абсолютного постоянства. Человек воспринимает как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения – вполне объективный факт, следствие волнения дхарм – частиц мироздания. Слово «дхарма» многозначно: и доктрина, и буддийский закон, и первочастица мироздания. Частицы напоминают элементы духовного начала: дхармы чистого сознания, дхармы чувственные, дхармы психики и нек.другие. Всего их в человеке 75-100. Жизнь – проявление вечного волнения дхарм. Попытаться их успокоить – взять жизнь в свои руки и тем самым погрузиться в нирвану. Учение о двенадцати звеньях-ниданах: все начинается с первого ключевого звена - с авидьи, незнания, затемняющего разум. Авидья влечет за собой поступки, вызванные невежеством, поступки порождают привычные стереотипы поведения, ориентированные на бытующие в обществе установки. Преодолеть авидью, т. е. постичь буддийское знание, как раз и означало принять жестко фиксированный этический стандарт в качестве основы основ повседневного существования. В первую очередь это касалось религиозно активных адептов буддизма, т. е. монахов, сознательно и целеустремленно стремившихся к нирване. В раннем варианте буддизма (Хинаяна, или «Узкий путь к спасению», «Малый путь») именно они и составляли вначале основной контингент сторонников и последователей Гаутамы Шакьямуни. По крайней мере в Индии, до перемещения в другие страны (Цейлон, Индокитай) на рубеже нашей эры, буддизм Хинаяны был учением монахов и прежде всего для них, что заметно ограничивало его возможности, несмотря на активную поддержку таких всесильных правителей, как Ашока.

Стереотипы формируют определенное сознание, в соответствии с которым создаются формы и категории-наименования, становящиеся объектами восприятия органов чувств. Между органами чувств и формами-категориями возникают устойчивые контакты, вследствие чего появляются чувства, затем желания, страсти, жажда жизни. Вот эта-то жажда жизни и ведет ко все новым перерождениям, следствием которых неизбежно являются старость и смерть всего родившегося. 8 ступенный путь: 1) праведная вера; 2) решимость; 3) речь; 4) дела; 5) жизнь (ахимса); 6) мысль; 7) помыслы (зло - от нашей плоти); 8) созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться). Буддизм хинаяны (монахи). 5 обетов. Закон кармы. Противопоставление монахов мирянам. Нирвана для монахов

. Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna; кит. 小乘, Сяо Шен; яп. 小乗, Сёдзё) — термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый, или низший, ущербный, путь к спасению»).

Данный термин был создан махаянистами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма. В махаяне хинаяна считается частью пути к Просветлению. Первые упоминания этого термина относятся к I—II вв.н. э.

Так как использование термина «хинаяна» для ссылки на ранние буддийские школы достаточно спорно, а для обозначения современной Тхеравады — оскорбляет последователей данной школы, многие современные буддологи отказались от использования слова «хинаяна» в научном контексте.

Основой хинаяны является буддийская идея о двух состояниях бытия: проявленном и непроявленном и, в частности, отождествление проявленного с волнением дхарм. Особый акцент хинаяны заключается в том, что «Я»; и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчеркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм. Характерной чертой хинаяны является отрицание души как самостоятельной духовной сущности (доказательству этого посвящена Милинда-паньха).

В собственно этическом плане характерная для буддизма идея личного совершенствования принимает в хинаяне форму подчеркнуто независимого развития личности. Идеал совершенствования личности в хинаяне – архат – достигает совершенства самостоятельно и как бы мало заботясь о совершенстве других. Будда в хинаяне – идеал и учитель совершенства, объект подражания и почитания. Хотя в хинаяне есть элементы обожествления Будды, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религиозной организации; все заменено жизнью в монашеской общине.

Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т. п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страданий. Именно в конце этого пути лежит полное освобождение, нирвана.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна — для членов монашеской общины, другая — для мирян

В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет," — говорит в каноне Будда. "Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать". Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии "Существует четыре касты, — проповедовал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством".

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.

Учение Будды. Четыре благородные истины. 1-я – жизнь есть страдание. 2-я – причина страданий желания, желание жить, поэтому новое рождение и новое страдание. 3-я – прекратить страдания можно только подавив желания. 4-я – освободиться от страданий можно только идя срединным путем, т.е. не быть в строгой аскезе и не живя в наслаждении. Будда назвал его восьмеричным путем спасения:

1. должное понимание 4-х истин;

2. правильная решимость, т.е. воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами;

3. правильная речь, т.е. воздержание от лжи, клеветы, грубых слов, фривольных разговоров;

4. правильное действие, т.е. непричинение зла живому, воздержание от воровства;

5. правильный образ жизни, т.е. жить честным трудом;

6. правильное усилие, т.е. борьба с соблазнами и дурными мыслями;

7. правильное направление мысли, т.е. понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни, отвращение к телу, чувствам, уму;

8. правильное сосредоточение. оно имеет 4 ступени: а) сначала сосредоточить свой чистый и не замутненный ум на осмыслении и истолковании истин; б) мы уже верим в эти истины – и тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает, достигается душевное спокойствие и радость; в) освобождаемся и от радости, в частности от ощущения своей телесности; г) достигается состояние полной невозмутимости и безразличия. Это и есть состояние нирваны – «исчезновение, конец, вечный покой, спасение от перерождений».

Нирвана достигается еще при жизни человека. Но достичь ее нелегко. Достигший ее называется архатом «достойный, заслуживающий». Архат индивидуалист, он помогает сам себе, спасает себя сам.

Достижение нирваны выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Она беспричинна. Есть причина ее достижения, но нет причины возникновения нирваны. Это не только состояние человека, но и состояние мироздания. Она ни кем не сотворена, ее нельзя воспринять органами чувств. Этот пустота и небытие.

Души, как особой неизменной вечной сущности нет, как нет и «я». То, что мы принимаем за «я», есть непрерывный и причинно связанный поток психических состояний. Душа подобна колеснице, которая есть лишь совокупность тела, чувств, восприятия, действия и самосознания.

Буддийская метафизика. Буддийская космогония оформилась уже после смерти Будды, при его ученике Ананде, лидере сангхи. Мир вечен, он не был сотворен никогда, бесконечен во времени и пространстве. Сансара – «колесо бытия». Сансара приводится в движение тем, что нам от рождения присуще незнание истины.

Внешний и внутренний мир представляются как волнующееся море дхарм – поток элементарных частиц, отдельных мгновенных несубстанциональных явлений. Каждая дхарма это единство физического и психического, объективного и субъективного. Мир есть часть психической жизни индивида, поток мгновенно сменяющихся комбинаций дхарм.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (08 Июн 2012)
Просмотров: 1029 | Рейтинг: 1.2/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
27 Янв 2023
04:52


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz