Оптимизация структуры редакции – важное направление редакционного менеджмента. Структура должна быть такой, чтобы способствовать выпуску конкурентоспособного, приносящего прибыль издания.
Требования к структуре:
- должна способствовать управлению коллективом, безотказной деятельности всех его подразделений (что предполагает наличие в структуре центра управления коллективом, свободной циркуляции потоков управленческой информации, наличие прямой и обратной связи между всеми элементами системы редакционного коллектива).
- должна быт одновременно жесткой (достигается стабильность деятельности всех звеньев, ритмичность производственного процесса) и гибкой (необходимость реагирования на изменения информационного рынка).
Принципы редакционной деятельности, влияющие на ее структуру
1) разделение труда в редакции – у каждого элемента системы редакции (подразделений, звеньев, штатных единиц) свои задачи и функции, свой участок работы и своя ответственность.
2) кооперирование труда и объединение его результатов – завершает процесс разделения труда; обеспечивает не простое суммирование результатов работы каждого подразделения редакции, но и их объединение в единое целое (ведь создается коллективное журналистское произведение).
3) единоначалие – каждый работник редакции непосредственно подчинен только одному руководителю, который получает право единолично решать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения, которым он управляет.
Структура редакции формируется под воздействием такого фактора, как тип СМИ – аудиовизуальные и печатные СМИ предполагают различный процесс подготовки и производства, что не может не сказаться на структуре редакционного коллектива.
Общее: разделение на творческую (подготовка и выпуск периодического издания), техническую (обеспечение оптимальных условий для работы журналистов + участие в технической подготовке и выпуске издания) и коммерческую (укрепление финансовой базы издания) части редакции.
В каждом из подразделений – звено управления и звено исполнения.
Творческая группа: редакторат, редколлегия (руководство редакцией), секретариат (центр оперативного управления коллективом) + отделы редакции (основные творческие подразделения, обеспечивающие выпуск издания).
Техническая группа: служба досье, компьютерный центр, корректорская, редакционный архив, редакционная библиотека, группа проверки.
Коммерческая группа: отдел маркетинга, отдел рекламы, отдел распространения + коммерческие подразделения и приредакционные службы (возглавляет коммерческий директор).
Пирамидальная структура коллектива
Во главе – главный редактор, ниже – творческие, технические, коммерческие подразделения со своими руководителями – творческими и коммерческими менеджерами - (замами главного редактора) и работниками.
Достоинства: полное разделение труда в коллективе, единоначалие управления на всех уровнях, высокая персональная ответственность каждого сотрудника за результаты своей работы.
Недостатки: громоздка, не оперативна, возрастает риск искажений в ходе рпавки.
Тенденции: изменения структуры редакций, в основе которых – стремление к повышению конкурентоспособности издания и к сокращению расходов, связанных с подготовкой, производством и распространением издания. Укрупнение и упразднение творческих и технических подразделений.
Плоская структура редакции
Достоинства: сокращение пути прохождения управленческой информации к каждому сотруднику, укорачивание пути прохождения текста на газетную полосу, ускорение и облегчение управления коллективом; упрощает процесс управления коллективом, ликвидирует ряд операций связанных с выпуском издания, ускоряет процесс принятия решений, открывает возможности для экономии средств.
Недостатки: усложняются задачи и обязанности руководителей редакции (редактор занимается оперативным управлением редакции, давать задания сотрудникам и контролировать их выполнение) + меняются функции секретариата: поскольку формированием номеров занимаются редактор и его заместитель, ответсек сосредотачивается на верстке и оформлении издания. Руководит процессом его впуска.
Критерии определения уровня менеджмента
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
ü Все решения принимает главный редактор.
ü Нет обмена информацией между сотрудниками.
ü Нет разработанной системы поощрения сотрудников.
ü В обсуждение политики редакции и текущих проблем не вовлекаются сотрудники редакции.
ü Профессиональному соответствию сотрудника занимаемой должности не уделяется внимание.
ü Штатное расписание не соответствует технологии, требуемой для качественного выпуска издания.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
ü Основные решения принимает главный редактор, но они периодически обсуждаются с представителями коллектива.
ü Руководство газеты стремится повысить объем рекламы, распространения и
продажи газеты в розницу.
ü Атмосфера в редакции – творческая и деловая, но командной работы нет.
ü Система поощрения сотрудников существует, но решения принимаются негласно. Нет прозрачности.
ü Штатное расписание в основном соответствует технологии выпуска издания, но новейшие методы не внедряются. Переподготовке сотрудников не уделяется должного внимания.
ü Промоушн издания осуществляется, но не на плановой основе. Как правило, такой промоушн осуществляется с помощью так называемых «акций» (типа опросов в троллейбусе, раздачи газет на автобусных остановках и т. д.).
Высокий уровень
ü Выработана четкая редакционная политика, прописанная в регламентирующих уставных и редакционных документах. Сотрудники редакции разделяют цели и задачи, сформулированные в них.
ü Главный редактор периодически обсуждает текущие вопросы с сотрудниками.
ü Есть разделение обязанностей между главным редактором, бизнес-директором, генеральным директором издания.
ü Имеется практика регулярной командной работы.
ü Публикации планируются, исходя из интересов аудитории.
ü Выработана гласная система поощрения сотрудников.
ü Штат сотрудников укомплектован всеми необходимыми специалистами (например, есть редакторы отделов, менеджеры отдела продаж, отдела распространения, бизнес-менеджер, каждый работник редакции имеет свою специализацию).