Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца Была опубликована в 1958 году. В основе этой теории был положен тезис Фрейда о том, что социальная жизнь взрослого человека фатальна и предопределена его детством. Теория Шутца представляет собой 4 постулата:
1. О 3-х межличностных потребностях. Каждый человек имеет 3 базовые межличностные потребности: — Потребность включения. Потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворения отношения с другими людьми. Потребность быть включенным в группу. — Потребность в контроле. Это потребность заботиться и контролировать окружающих, а также потребность получать заботу и быть контролируемым. — Потребность в любви - стремление устанавливать близкие эмоциональные отношения. Эти потребности по своим функциям похожи на биологические потребности. Как они будут удовлетворены, меняется отношение к окружающим. Если удовлетворение не оптимально, то последствия могут быть по степени тяжести разные (психические расстройства, суицид). Но у человека есть способность адаптироваться для удовлетворения этих потребностей. При этом адаптация происходит в раннем детстве, где человек вырабатывает модели адаптивного поведения.
2. Постулат относительной преемственности и непрерывности. Шутц рассматривает различные варианты поведения в каждой из сфер межличностных потребностей. Человек выстраивает свои отношения, опираясь на опыт, полученный в детстве, либо повторяет позицию поведения родителей.
Потребность включения: удовлетворение в родительской среде. Когда ребенок не включен в контакт с родителями - отрицательный полюс или включен в контакт с родителями – положительный полюс. Отрицательный полюс – у ребенка формируется тревоги, состояние дискомфортное. Чтобы снять напряжение человек вырабатывает варианты поведения не вполне адекватные. а) недостаточно социальное поведение – интровертированного: не участия в группе. Причины такого поведения может ли человек быть достойным во внимании других и чтобы не столкнуться с этим, человек уходит от контакта. б) Сверхсоциальное поведение – характеризуется постоянным поиском контактов, человек навязывает себя окружающим и постоянно требует внимания к себе. В основе сверхсоциального поведения лежит неуверенность человека, что с ним хотят общаться. в) Оптимальный вариант поведения - социальное поведение. Человек с таким поведением чувствует себя комфортно и когда он включен в группу и когда находится в одиночестве. Он относится к себе как к человеку достойного внимания. Вхождение или не вхождение его в группу зависит от ситуации, а не от его интересности или неинтересности.
Потребность в контроле. Возможен вариант жесткого контроля за поведением ребенка (гиперопека). Противоположный полюс отсутствие заботы и контроля (гипоопека). Оптимальный вариант - золотая середина. И при гиперопеке и гипоопеке у ребенка формируется тревога и во взрослом состоянии могут быть выработаны такие модели поведения: - как отказывающее поведение: — отказ от ответственности — отказ от власти: не способность принимать решения, перекладывание ответственности и принятие решения на других. Если такой человек оказывается на руководящей должности у него попустительский стиль руководства. Вариант автократического поведения – стремление доминировать над окружающими, стремление принимать решение те только за себя, но и за других. Такой человек плохо чувствует себя в ситуации подчинения. Оптимальный вариант - демократическое поведение, человек чувствует себя комфортно в ситуации подчинения и доминирования. От уровня компетентности зависит подчинение, его самооценка не страдает.
Потребность в любви. Ребенок может находиться в состоянии эмоционального непринятия со стороны родителей – отрицательный полюс. Положительный полюс –проявление любви к ребенку. В ответ на отсутствие любви родителей во взрослом состоянии вырабатывается вариант не достаточного личностного поведения – отрицательный полюс. Человек избегает тесных эмоциональных контактов, постоянно сохраняет эмоциональную дистанцию, хотя контактов достаточно может быть. Причина: тревога, которая касается вопроса: смогу ли я понравиться, если я людей подпущу ближе? Сверхличностное поведение – предполагает ситуацию, когда человек во всех отношениях хочет эмоциональной близости, хочет любви от всех, с кем общается, а если нет ее, то отношений дальнейших не существует. Оптимальный вариант - личностное поведение, когда человек комфортно себя ощущает и в близких и в дистанционных отношениях, ему не требуется выражение любви, это чувство избирательно. 3. Постулат
Шутца о совместимости межличностных отношений Совместимость, по мнению Шутца: «Два человека являются совместимыми в том случае, если они могут вместе работать в гармонии». В основе совместимости лежит соотнесение поведения человека и поведение, которое он желает от других людей в каждой из трех сфер межличностных потребностях.
Типы совместимости Совместимость, основанная на взаимном обмене. Суть: совместимость будет максимальной, если сумма выражаемого и желаемого поведения одного человека равна сумме того же самого у другого человека. И соответственно, если суммы различаются, то уровень совместимости становится низким. Это тип предполагает сходство людей. Реципроктная совместимость: совместимыми будут такие люди, у которых выражение включения контроля и любви совпадают с желаниями другого человека. Этот тип предполагает дополнение друг друга.
4. Постулат о групповом развитии. Каждая группа в своем развитии проходит три этапа: Этап включения: каждый потенциальный участник группы решает остаться ему в группе или нет. Этап контроля: происходит распределение власти в группе, выделение лидера и круга его последователей. Этап любви: в группе происходит эмоциональная интеграция, установление эмоциональных связей. Шутц рассматривает распад группы в направлении обратном развитию. 1) потеря эмоциональных связей 2) распад структуры власти 3) покидание группы ее членов В концепции Шутца большое значение придается внутренним потребностям. В чистом виде психоанализ не представлен в зарубежной социальной психологии, он во многом заимствован.