Пятница, 19 Апр 2024, 11:42
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца Была опубликована в 1958 году. В основе этой теории был положен тезис Фрейда о том, что социальная жизнь взрослого человека фатальна и предопределена его детством. Теория Шутца представляет собой 4 постулата:

1. О 3-х межличностных потребностях. Каждый человек имеет 3 базовые межличностные потребности: — Потребность включения. Потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворения отношения с другими людьми. Потребность быть включенным в группу. — Потребность в контроле. Это потребность заботиться и контролировать окружающих, а также потребность получать заботу и быть контролируемым. — Потребность в любви - стремление устанавливать близкие эмоциональные отношения. Эти потребности по своим функциям похожи на биологические потребности. Как они будут удовлетворены, меняется отношение к окружающим. Если удовлетворение не оптимально, то последствия могут быть по степени тяжести разные (психические расстройства, суицид). Но у человека есть способность адаптироваться для удовлетворения этих потребностей. При этом адаптация происходит в раннем детстве, где человек вырабатывает модели адаптивного поведения.

2. Постулат относительной преемственности и непрерывности. Шутц рассматривает различные варианты поведения в каждой из сфер межличностных потребностей. Человек выстраивает свои отношения, опираясь на опыт, полученный в детстве, либо повторяет позицию поведения родителей.

Потребность включения: удовлетворение в родительской среде. Когда ребенок не включен в контакт с родителями - отрицательный полюс или включен в контакт с родителями – положительный полюс. Отрицательный полюс – у ребенка формируется тревоги, состояние дискомфортное. Чтобы снять напряжение человек вырабатывает варианты поведения не вполне адекватные. а) недостаточно социальное поведение – интровертированного: не участия в группе. Причины такого поведения может ли человек быть достойным во внимании других и чтобы не столкнуться с этим, человек уходит от контакта. б) Сверхсоциальное поведение – характеризуется постоянным поиском контактов, человек навязывает себя окружающим и постоянно требует внимания к себе. В основе сверхсоциального поведения лежит неуверенность человека, что с ним хотят общаться. в) Оптимальный вариант поведения - социальное поведение. Человек с таким поведением чувствует себя комфортно и когда он включен в группу и когда находится в одиночестве. Он относится к себе как к человеку достойного внимания. Вхождение или не вхождение его в группу зависит от ситуации, а не от его интересности или неинтересности.

Потребность в контроле. Возможен вариант жесткого контроля за поведением ребенка (гиперопека). Противоположный полюс отсутствие заботы и контроля (гипоопека). Оптимальный вариант - золотая середина. И при гиперопеке и гипоопеке у ребенка формируется тревога и во взрослом состоянии могут быть выработаны такие модели поведения: - как отказывающее поведение: — отказ от ответственности — отказ от власти: не способность принимать решения, перекладывание ответственности и принятие решения на других. Если такой человек оказывается на руководящей должности у него попустительский стиль руководства. Вариант автократического поведения – стремление доминировать над окружающими, стремление принимать решение те только за себя, но и за других. Такой человек плохо чувствует себя в ситуации подчинения. Оптимальный вариант - демократическое поведение, человек чувствует себя комфортно в ситуации подчинения и доминирования. От уровня компетентности зависит подчинение, его самооценка не страдает.

Потребность в любви. Ребенок может находиться в состоянии эмоционального непринятия со стороны родителей – отрицательный полюс. Положительный полюс –проявление любви к ребенку. В ответ на отсутствие любви родителей во взрослом состоянии вырабатывается вариант не достаточного личностного поведения – отрицательный полюс. Человек избегает тесных эмоциональных контактов, постоянно сохраняет эмоциональную дистанцию, хотя контактов достаточно может быть. Причина: тревога, которая касается вопроса: смогу ли я понравиться, если я людей подпущу ближе? Сверхличностное поведение – предполагает ситуацию, когда человек во всех отношениях хочет эмоциональной близости, хочет любви от всех, с кем общается, а если нет ее, то отношений дальнейших не существует. Оптимальный вариант - личностное поведение, когда человек комфортно себя ощущает и в близких и в дистанционных отношениях, ему не требуется выражение любви, это чувство избирательно. 3. Постулат

Шутца о совместимости межличностных отношений Совместимость, по мнению Шутца: «Два человека являются совместимыми в том случае, если они могут вместе работать в гармонии». В основе совместимости лежит соотнесение поведения человека и поведение, которое он желает от других людей в каждой из трех сфер межличностных потребностях.

Типы совместимости Совместимость, основанная на взаимном обмене. Суть: совместимость будет максимальной, если сумма выражаемого и желаемого поведения одного человека равна сумме того же самого у другого человека. И соответственно, если суммы различаются, то уровень совместимости становится низким. Это тип предполагает сходство людей. Реципроктная совместимость: совместимыми будут такие люди, у которых выражение включения контроля и любви совпадают с желаниями другого человека. Этот тип предполагает дополнение друг друга.

4. Постулат о групповом развитии. Каждая группа в своем развитии проходит три этапа: Этап включения: каждый потенциальный участник группы решает остаться ему в группе или нет. Этап контроля: происходит распределение власти в группе, выделение лидера и круга его последователей. Этап любви: в группе происходит эмоциональная интеграция, установление эмоциональных связей. Шутц рассматривает распад группы в направлении обратном развитию. 1) потеря эмоциональных связей 2) распад структуры власти 3) покидание группы ее членов В концепции Шутца большое значение придается внутренним потребностям. В чистом виде психоанализ не представлен в зарубежной социальной психологии, он во многом заимствован.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 3323 | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
11:42


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz