Воскресенье, 22 Дек 2024, 19:42
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51653


Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: когда два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Причем Ньюком предположил, что развитие этих сходных ориентации может быть увеличено за счет развития межличностной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентации по отношению к какому-либо объекту, логично предположить, что потребность в уменьшении этих расхождений приведет к увеличению частоты коммуникативных актов. Стремление к развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремлением к «симметрии ориентации» и определил их силу как силу уз между двумя людьми или силу их аттитюдов по отношению к третьему. Основная задача, которую ставил перед собой Ньюком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группе возникает «давление, принуждающее к единообразию», что и делает группу сплоченной. Для этой же цели выявлялась тенденция группы развивать коммуникативные акты по отношению к «девиантным» членам, т.е. обладающим несходными аттитюдами. Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникации способствует изменению аттитюдов участников взаимодействия. Эта схема получила название «схема А-В-Х», где А выступает как воспринимающий субъект, В— как другая личность, X — как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точки зрения того, как А воспринимает В и X, а именно: А воспринимает как консонанс сходство своего отношения к Хи отношения В к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между Аи В, и напротив, расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между А\\ В, Развитие же коммуникаций между А и В будет вести к развитию сходства их отношений к X. Если же обнаружится расхождение, А будет стремиться изменить свое отношение к Л", с тем чтобы оно стало сходным с отношением В к X. Иным выходом из этой ситуации — при условии, что стремление к консонансу сохраняется всегда, — является разрушение отношения привязанности между ан В. Действие этой схемы поясняется на весьма житейском примере: пусть А — некий бизнесмен, мечтающий о покупке дорогой лодки, В — жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, X — та самая новая лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке которой его жена относится весьма отрицательно. В обрисованной ситуации возникает дисбаланс, изображаемый на схеме так: Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, например ведение систематических переговоров относительно покупки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса: 1. А изменяет свое отношение к Х (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к X сходным с отношением В к X. 2. В изменяет свое отношение к Л'(жена проникается желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отношением А к X. 3. А изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачивает расположение к супруге) и таким образом достигает хоть и своеобразного, но консонанса. Легко видеть, что все три случая возвращения системы в консонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отношения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитивны, а одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера 50-е годы. Все люди стремятся к согласованности, как желаемому внутреннему состоянию, мы все хотим не противоречить. Если возникает противоречие или диссонанс, то это вызывает стремление достичь не противоречие или представить диссонанс как не противоречие. Чаще всего это противоречие между тем, что человек знает и тем, что делает. Чтобы снять возникающий диссонанс есть 3 способа его уменьшения: изменение поведения; изменение знания; осторожное отношение к новой информации; Пример с курильщиком: курит, но знает, что это вредно. Для этого достигается диссонанс: изменить поведение (бросить курить); изменить знания (что мнение о вреде курения преувеличено, что, кто долго курит – долго живет); если 1 и 2 не может, он не снимает диссонанс, а преуменьшает его. Фильтрует новую информацию о вреде курения, только знает о старой информации).

Описание диссонантного отношения по Фестингеру. Х и У находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном отношении отрицание одного следует из другого, ее Х следует из У. Пример: некий человек У является должником крупной суммы и этот У покупает дорогую машину Х. Известие о покупке для другого человека, наблюдаемого со стороны вызывает диссонанс.

Источники возникновения когнитивного диссонанса: логическая непоследовательность (человек знает, что люди смертны и верит, что будет жить вечно). несоответствие когнитивных элементов культурным образцам (ситуация приема официального лица и один из приглашенных ест без ножа и вилки и поведение этого человека не соответствует культурным нормам, это вызывает диссонанс у окружающих) несоответствие конкретного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (человек сторонник левых направлений и наступает день выборов и этот человек голосует за правых, его состояние не соответствует его политическим убеждениям) несоответствие прошлому опыту (студент привык получать удовлетворительную оценку за такую подготовку, а на экзамене получает отлично). Понятие о категория не Х Не Х - эта неопределенное понятие и поэтому очень трудно зафиксировать факт диссонанса, так как возникает не явный диссонанс. Фестингер иллюстрирует таким утверждением: мой любимый писатель бьет свою жену. Будет диссонанс или не будет – зависит от того, каким определением мы пользуемся.

Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума Теория конгруэнтности аналог баланса Хайдера или коксананса Фестингера. Отличительная особенность: ее авторы предпринимают попытку предсказать изменение, которое произойдет у человека под влиянием стремление установить равновесие когнитивной структуры. Эта теория была разработана применительно к средствам массовой информации (категория реципиент, коммуникатор и информация). К кому возникает конгруэнтность – это реципиент (аудитория). Если у реципиента возникает не конгруэнтность, то выход из сложившееся ситуации будет являться одновременное изменение отношение реципиента и к коммуникатору и к информации. Степень не конгруэнтности, возникающая у реципиента определяется не только общим знаком отношений реципиента к коммуникатору и реципиента к информации, но и от интенсивности этого отношения (могу любить, могу и очень сильно любить. Знак один, а интенсивность разная). Конкретный способ измерения изменения отношения в ситуации не конгруэнтности. Осгуд создает методику семантического дифференциала. Это набор биполярных пар прилагательных: близкий – далекий, между которыми имеется 7-ми бальная шкала (от –3 до +3). По этим шкалам реципиент должен оценить свое отношение к объекту, который определяется исследователем. Позволяет узнать отношение к какому-то социальному объекту. Более крайние отношения изменяются в меньшей степени, менее поляризованные отношения изменяются в большей степени в ситуации конгруэнтности. Отношение к объекту более устойчивы, чем отношение к коммуникатору.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 2346 | Рейтинг: 1.2/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
22 Дек 2024
19:42


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz