Сущность и назначение выборов. Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. В современном мире выборы – это процедура, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании органов власти государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важный признак демократического общества. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц. Люди выдвигают представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают часть своих прав. Власть, избранная самими людьми – легитимная. Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы – возможность сменить её, привести к власти оппозицию. Выборы – эффективны только если в государстве действует избирательное право. Различают активное и пассивное избирательное право. Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.)Активное избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Осуществление такого права может быть прямым (депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенно. Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность. Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах. В большинстве государств мира действует этот принцип. Но он никогда не соблюдался в полной мере. Существует большое количество методов ограничения избирательного права. Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании. ВЫБОРЫ — способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Выборы могут быть парламентскими и президентскими (в зависимости от того, какой орган избирается), всеобщими или частичными (если избирается только часть состава парламента), общегос. или местными, очередными или досрочными, однопартиийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат), прямыми или косвенными (многоступенчатыми), основными или дополнительными. Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит: — формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов; — привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого; — ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда). Главное действующее лицо избирательной кампании - кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа. Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие: 1) личность кандидата - его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства; 2) специфика момента - географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.; 3) стратегия избирательной кампании - политические цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.