Пятница, 08 Ноя 2024, 19:53
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 62
Гостей: 62
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Современные тенденции развития мирового информационного рынка.
Отметим основные тенденции, характерные для развития мирового медиарынка:

1. концентрация финансового капитала на информационном рынке (или процесс концентрации СМИ)

2. коммерциализация СМИ

3. глобализация СМИ

4. бурное развитие национальных рынков развивающихся стран

5. развитие ИКТ, создание национальных

6. увеличение аудитории Интернет-изданий

Концентрация СМИ

Конкуренция на медиарынке приобретает все более острые формы и неизбежно приводит к концентрации медиасобственности на информационном рынке.

Концентрация – увеличение размеров капитала в результате накопления и капитализации прибавочной стоимости и доходов. У ряда медиарпредприятий в результате успешной деятельности формируется достаточно крепкая финансовая база, отмечается постоянная прибыль, и наличие свободных средств, достаточных для расширения и укрепления их производственной и коммерческой деятельности. Как правило, в результате перекрестного сливания капиталов, то есть объединения капиталов медиаиндустрии с финансовыми ресурсами банков или промышленно-энергетических предприятий возникает такая форма концентрации медиасобственности, как медихолдинг.

От английского hold – захват, владение. Коллективная форма управления медиабизесом, при которой некое множество СМИ (телеканалов, радиостанций и печатных изданий), принадлежит одному и тому же собственнику. Холдинговая система обладает достоинствами, которые позволяют владельцам крупных капиталов добиваться успеха на медиарынке. Это, прежде всего, возможность в процессе конкурентной борьбы увеличивать размеры холдинга, включая в него экономически слабые ре дакции СМИ, или доводя их до банкротства.

С другой стороны, холдинг позволяет владельцу экономить на управлении всеми элементами холдинговой системы. Управляющий центр обеспечивает редакции различных СМИ техникой, договаривается с типографиями, передающими теле- и радиоцентрами. Он обеспечивает редакции значительной частью информации и, что не менее важно, рекламой (зачастую в структуру медиахолдинга входит рекламное агентство).

Медиахолдинг привлекает рекламодателей, заинтересованных в комбинации различных рекламоносителей. Поскольку владелец медиахолдинга, стремясь охватить как можно более широкую аудиторию, может создавать в его структуре СМИ, резко различающиеся по типу – качественные газеты и деловые журналы, бульварные еженедельники, радиопрограммы для молодежи – можно провести рекламную акцию, ориентированную на различные слои населения.

Помимо этого – снижается риск разорения редакций, входящих в состав холдинга: возможно перераспределение ресурсов внутри медиахолдинга с прибыльных производств на убыточные.

Процесс концентрации медиасобственности подрывает одну из основ рыночной экономики – свободную конкуренцию, способствуя формированию монополии на рынке.

Рыночная конкуренция – на рынке представлено множество производителей товаров и услуг, при этом ни одна фирма не доминирует на рынке. Экономические силы действуют свободно, входных барьеров на рынок практически нет.

Олигополия - на рынке представлено только ограниченное число производителей, но еще сохраняется конкуренция между товарами. Отличительные черты – большая степень контроля за экономическими силами рынка, чем при рыночной конкуренции. Входные барьеры на рынке высокие, но все-таки преодолимые.

Для монополии характерна ситуация, при которой существует единственный производитель или продавец товаров или услуг, который осуществляет полный контроль за экономическими силами, действующими на рынке, делая входные барьеры на рынок непреодолимыми.

Итак, процесс концентрации СМИ на медиарынке ведет к их монополизации, к его разделу между крупнейшими медийными конгломератами. В 1960 году в мире насчитывалось около 700 крупных электронных медиакомпаний, сегодня их остается около 10, а к 2010 году, по некоторым прогнозам, может остаться не больше трех. При этом речь идет не только о разделении капитала, обращающегося на этом рынке, сколько о превращении СМИ в средство монопольного идейно-политического влияния на общество и государство. Отсюда необходимость на законодательном уровне сдерживать рост концентрации капитала на медиарынке. В этой связи речь идет о разнообразных антитрестовских, антимонопольных законах и различных законодательных мерах, ограничивающих концентрацию медиасобственности в одних руках или присутствие наиболее крупных медиапредприятий на национальных рынках СМИ. Государства устанавливают некоторые ограничения на одновременное владение различными СМИ, определяют количественный предел общенационального/местного тиража, максимально допустимую долю охвата общенационального/местного рынка для доминирующих компаний. Это позволяет косвенным образом поддерживать конкуренцию и способствовать сохранению экономически слабых компаний.

Конкурентная борьба в электронном медиабизнесе идет между крупнейшими международными корпорациями:

«Виаком»: годовой доход более 24 миллиардов, лидирует на рынке реклам в США, охватывает все электронные СМИ, занимает лидирующие позиции на рынках США, Европы, Бразилии, Мексики, Японии.

«Ньюс корпорэйшн» (Мэрдок): годовой доход более 21 миллиарда, начинала в газетном и издательском бизнесе, в настоящее время владеет мировыми телесетями «Скай Телевижн» и «Фокс», а также киностудией «ХХ век Фокс». Имеет рынки в Австралии, Новой Зеландии, США, Европе и Азии.

«Дженерал Электрик» (годовой доход свыше 131 миллиарда), сконцентрирована в США, но включает такие компании, как «Эн-би-си», «Паксон Коммюникейшн», «Си-эн-би-си» (с филиалами в Азии и Европе), и «Эм-эс-эн-би-си» (кабельные и интернетные сети новостей совместно с «Майкрософт»).

«Бертелсманн» годовой доход 18 миллиардов, лидирует на немецком рынке. Но активна и на мировых рынках через децентрализованную сеть дочерних компаний, охватывающих как радио и телевидение, так и печатный бизнес, видео и музыку.

«Вивенди Юниверсал» - годовой доход более 58 миллиардов долларов. Несмотря на финансовые потери последних лет, продолжает занимать лидирующие позиции во Франции и Европе, в США и Азии, охватывая практически все электронные медиа, связь, книгоиздательство, музыку и кино.

Коммерциализация СМИ

Необходимо отметить, что журналистика – это социальный институт, осуществляющий важные социальные и культурно-просветительские функции. В силу этого значительно усложняется проблема функционирования медирынка в современных условиях. Механизмы рыночной экономики закладывают в СМИ объективное противоречие - между их общественным характером и необщественной, частной собственностью на них.

Социолог Юрген Хабермас напрямую связывал деятельность СМИ с осуществлением демократии в капиталистическом (рыночном) обществе. Он отмечал, что пресса ранних буржуазных государств служила форумом для общественных дискуссий, своеобразной «общественной сферой», где и осуществлялась реальная демократия. С капитализацией общества усилилась тенденция коммерциализации печати (конец 19 – начало 20 века) – газеты в своей деятельности ориентировались лишь на извлечение прибыли. В результате печать, удовлетворяя примитивные интересы потребителей в скандалах, все меньше отвечала идеалам демократии.

Ситуация изменилась с появлением новых массовых СМИ - радио и ТВ - реализация демократического процесса получает новые возможности. Действительно во многих государствах – в основном европейских – сохранялась государственная или общественная монополия на телевещание.

Европейская концепция телевидения имела четкую социальную и культурную направленность в отличие от прессы, деятельность которой в период зарождения и становления телевидения определялась уже главным образом коммерческими интересами. Периодическая печать воспринимала своих читателей скорее как общность потребителей, для общественного же ТВ аудитория представала прежде всего в качестве гражданского общества.

Пример – ВВС.

Исследовательский отдел британского общественного вещателя – ВВС – выделил следующие важнейшие принципы ее деятельности:

- универсальный (географический) доступ,

- программная политика, сочетающая удовлетворение общих интересов с вниманием к интересам меньшинств,

- развитие национального самосознания,

- отстраненность от откровенных политических интересов,

- приемлемый для всех размер лицензионной платы.

Политикам, журналистам, исследователям казалось бесспорным, что частная собственность в аудиовизуальной сфере означает невозможность удовлетворения общественных интересов.

Сложная система государственного регулирования позволила британскому общественному ТВ не только не пострадать, но и выиграть от сосуществования частных и общественных вещателей. Налоговая система для коммерческих телекомпаний была разработана таким образом, что им оказывалось выгодно создавать дорогие программы для небольших аудиторий, выступать с новаторскими и серьезными идеями, не стремясь к сокращению затрат.

С начала 90-х годов начался процесс приватизации государственного сектора телерадиовещания в Северной Европе. В Финляндии – сосуществование на одних каналах программ общественной и коммерческой компаний. Появляются коммерческие каналы в Швеции, Дании, Норвегии. В Финляндии и Дании на частные государственные каналы была возложена обязанность придерживаться важнейших общественных принципов в телерадиовещании.

Тем не менее тенденция коммерциализации информационного пространства усиливается: новые электронные услуги, предлагаемые кабельным и спутниковым ТВ, Интернетом, мобильными операторами, имеют ярко выраженный коммерческий характер; это оказывает непосредственное влияние на дальнейшую коммерциализацию старых СМИ; предложение развлечений и игр начинает преобладать над предложением информации и знаний. Коммерциализация несет на ТВ секс и насилие, довод от сверхприбыльности этих тем зачастую превышает все остальные.

Превращение электронных СМИ в чисто коммерческие предприятия, устаревание концепции их интеллектуальной миссии. Известный польский журналист Адам Михник как-то сказал, что журналистика – это и бизнес, и миссия. Журналистика без бизнеса – банкротство, а без миссии – цинизм.

Для преодоления этого противоречия многие развитые государства разрабатывают специальные законодательные меры, которые вывели бы СМИ из-под абсолютного господства рыночной стихии, хотя бы частично ослабили давление коммерческих сил на СМИ. В частности – законодательно прописывают необходимость существования общественного телерадиовещания.

Общественное вещание (public service broadcasting) – система организации некоммерческого телевидения и радиовещания во многих странах Западной Европы и Северной Америки, рассматриваемая как элемент демократии и важный механизм гражданского общества. Деятельность общественных вещателей, т.е. компаний, реализующих на практике принципы общественного вещания, определяется социально значимыми целями. Принципы общественного вещания включают: универсальный географический доступ к каналам общественных вещателей; стремление к удовлетворению интересов различных групп общества в программной политике; развитие национальной культуры и идентичности; отстраненность от сиюминутных политических интересов. Во многих странах общественное вешание финансируется за счет абонентской платы, размер которой должен быть приемлем для всех имущественных слоев.

Глобализация СМИ

Концентрация медиасобственности приводит к изменению экономической стратегии крупнейших медиакорпораций: они стремятся расширить сферу своего влияния за счет освоения национальных информационных рынков других стран, приобретая статус транснациональных медиакомпаний.

В отличие от производственных транснациональных компаний, начавших свою деятельность еще в середине 60-х годов, транснациональные медиакорпорации появились лишь в 80-х годах. Связано это, в первую очередь, с развитием технологий – спутниковое и кабельное телевидение позволили распространять сигнал практически на территорию всего земного шара.

Характерно, что первым международным информационным товаром стали новости. Ведь именно новостной формат является тем универсальным форматом, который менее всего зависит от национально-культурных особенностей.

Тед Тернер – медиамагнат, основавший СНН. Участие в кругосветных парусных регатах (помимо прочего – яхтсмен) помогло ему мыслить глобально. «Этому меня научили парусные гонки. На парусниках я обогнул весь мир и понял, насколько ограничены интересы большинства американцев. Мы – такая огромная страна, такая богатая, мы считаем – как римляне во времена Римской империи – что мир вертится вокруг нас, а мы являемся центром Вселенной». Решил показать американцам мир во всем его многообразии. Сформулировал принципы компании в 1979 году. Был движим идеей, что существующие сети теле- и радиовещания не отвечают запросам зрителей в полной мере, что тематика слишком однообразна и не охватывает весь мир, как должно. Планировал сделать СНН действительно международным каналом новостей, вешающим на весь мир.

24-часовой новостной канал Тернера, начал вещание 1 июня 1980 года. Сегодня его аудиторией являются 250 млн. семей по всему миру.

Музыка - МТВ. ВВС. В последнее время – реалити-шоу. Но должно было пройти какое-то время, чтобы такой более зависящий от национального менталитета продукт, как реалити-шоу стал продуктом межнациональной торговли.

Не демонстрируют национальных корней. Стремятся к тому, чтобы отказаться от своей принадлежности к конкретной стране, расширить границы и стать доступными для всех людей во всем мире. У всех транснациональных медиакомпаний прослеживается стратегия регионализации продукции. «Думай глобально, а действуй локально». Так, СНН Испаньол – в Латинской Америке, частью – в Бразилии, этнические испанцы США – больше молодежи и женщин (примерно 50%): экран красочнее, больше интерактива между ведущими, больше внимания региональным событиям.

СННИ – международные новости в глобальном масштабе.

СНН/ЮС (в конкуренции с Фокс ньюс – ведущим американским телеканалом новостей) – лоск, более популистская позиция, белозубые улыбки телеведущих, яркое и приятное впечатление, «проамериканская» подача информации.

Газеты не столь всеохватны, видимо печатная продукция более зависит от тех вековых традиций чтения, которые уже сложилось за более чем пятисотлетний период существования книгопечатания. Так, тиражи таких международных изданий, как «Ве Таймс» - около 640 тысяч экземпляров. Ве Таймс (Ве Москоу Таймс), Файненшнл Таймс (Файнешнл таймс + Известия = Финансовые известия). Нэшионал Географик.

Более ориентированы на национальные рынки: самый крупный тираж – у японской «Йомиури Шимбан» - 14 млн. 246 тыс. экземпляров.

«+» и «--« глобализации медиарынка:

Процесс глобализации заставляет медиаиндустрию быть более эффективной и продуктивной. Национальные каналы стараются завоевать мировые рынки, что создает дополнительные рабочие места. Согласно некоторые прогнозам, в будущем основную часть национального продукта (70%) будут составлять связь и медиа.

Задают международный стандарт качества, региональные каналы должны подтягивать мастерство и проффесионализм.

Обогащается журналистика национальных стран международным опытом.

Универсализация ценностей, виртуализация мира (потребительский стандарт не могут выдержать в развивающихся странах - рекламными ценностями, порождающий ложные представления и ожидания). Телезритель зачастую не знает, что происходит у него дома.

Развитие коммуникационных технологий

Еще в 80-х годах социологи говорили об усилении информационного фактора в жизни общества (О.Тоффлер «Третья волна»). Ряд государств отнеслись к этой тенденции серьезно. США запустили в 93 году программу по развитию национальной информационной супермагистрали. Эксперты сравнивали ее возможности с эффектом от инвестиций в железные дороги. В итоге сегодня 165,2 млн. американцев подключены к Интернету из дома.

В США 70% семей являются подписчиками кабельных систем (данные за 2003 год). Кабельные сети спешат ввести цифровые технологии, так как почти пятая часть семей (20 миллионов) в США принимает цифровое ТВ через спутник. К 2006 году переход к цифровому вещанию на национальном уровне.

Среди других стран с наиболее развитыми информационно-коммуникационными технологиями – Япония, Южная Корея и Сингапур.

Наличие широкополосных линий связи сегодня усложняет структуру медиарынка: СМИ ориентируются на производство мультимедийной продукции: не просто газета, но имеющая он-лайновый аналог + рассылающая новости на мобильники. Развитие кабельных и спутниковых сетей частично вытесняют наземные передатчики. В США в этом году перешли на цифровое ТВ. Однако многие государства сохраняют эти сети – на случай если по непредвиденной ситуации спутники выйдут из строя.

Бурное развитие новых национальных рынков

В отличие от устоявшихся рынков развитых стран Европы и Северной Америки, информационные рынки развивающихся стран показывают бурные темпы роста. Как правило – не за счет поэтапного накопления капитала, а за счет вливания финансово-промышленного капитала (как результата – политизированность изданий, олигополия на информационном рынке).

Быстрее всего телевизионный бизнес развивается там, где его до сих пор не было вообще, либо где он находился в зачаточном состоянии. За 2003 год в Азии рынок телерекламы вырос на 60%, в Восточной Европе – на 4-6%, в Западной Европе на 2%, в Северной Америке – лишь на 0,5%.

Если газетный рынок развитых стран показывает тенденцию медленного сокращения объема продаж, то газетный рынок Азии демонстрирует динамичный рост. Сегодня в Азии издаются 70% из ста самых продаваемых газет мира (62% из них приходится на Китай, Японию и Индию). Китай даже стал первым в пятерке крупнейших газетных рынков: Китай, где ежедневно продается 96,6 млн. экземпляров газет, Индия – 78,7 млн., Япония – 69,7 млн., США – 53,3 млн., Германия – 21,5 млн. экз.

В развитых странах тиражи газет либо падают, данные за 2005 год: Норвегия – 2,8%, Швейцария 3,3%, США – 2,35%, Япония – 0,97%, в Германии – 2,5%, Нидерландах – 3,67% и пр.; либо незначительно увеличиваются, данные за 2005 год: Великобритания – 0,05%, Австрия – 0,4%, Ирландия – 2,16%, Россия – 1,2%.

Изменения печатных изданий:

* переходят на формат таблоида

* введение специальных форматов для быстрого чтения, изменение заголовков и стиля подачи информации.

*создание он-лайновых дублей, как правило с бесплатным доступом, опыт: прибыль приносит лишь «Уолл стрит жорнал» («Татар-информ» тоже отказались).

*первая полоса приобретает большую значимость. Даже консервативные газеты вроде французской «Ля Монд» начинают использовать больше цвета, фотографий и индексов, чтобы привлечь внимание читателей.

* освоение новых каналов распространения – от бесплатных ежедневных газет до он-лайн изданий. На бесплатные ежедневные газеты приходится 6% глобального газетного тиража и 17% европейского.

Рекламный рынок, хотя везде увеличивается, но особенно – в развивающихся странах. Рекламные доходы газет в США, крупнейшем рынке газетной рекламы в мире, выросли за 5 лет на 7%. В Китае выросли за 5 лет на 128%, в Индии – на 107,7%, в Южной Африке – на 232,23%, в Турции – на 236,6%.

Увеличение аудитории Интернет-изданий

Появление мультимедийных приложений в Интернете. Аудитория газетных сайтов продолжает расти и увеличилась в 2005 году на 8,7%, а за последние 5 лет – на 200%.

Если говорить об объемах рекламы, то, например, в США объемы рекламы в Интернете превосходят объемы рекламы в печатных СМИ. Но это только там. В России пока со стороны Интернета печатным СМИ прямой угрозы не наблюдается. Эти рынки развиваются параллельно.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (07 Июн 2012)
Просмотров: 1300 | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
19:53


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz