Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие самосознания, кот можно определить как образ себя и отношение к себе. В отеч психол-ой лит-ре можно встретить множество исслед-ий посв-ной роблеме С. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отеч психологии как Б.Г.Ананьев, Столин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В заруб-ой лит-ре также имеется множество исслед-ий посв проблеме С. Этой прблематикой занимались Джеймс, Роджерс. В заруб лит-ре С понимается как «Я-концепция»- рез-т процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Часто оценка окруж-щих не соотв-ет самооценки, дилемма – принять оценку окруж-щих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс наз-ет органическим оценочным процессом, т к источник оценок первонач-но лежит как бы внутри орган-ма, т о у Роджерса раз-тие лич-ти опред-ся врожденной тенденцией, соц среда лишь играет роль внешнего чуждого природе чел-ка фактора давления. «Я-концепция» по К. Роджерсу опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные процессы. Изменение поведения происходит как результат перестройки представлений о себе. Потребность в положительной оценке, согласно Роджерсу, вместе с развитием личности с возрастом становится все более необходимой, в результате чего человек испытывает потребность в одобрении и уважении других людей, причем больше, чем в удовлетворении потребностей своего организма. На почве уважения возникает и самоуважение, которое тоже становится важной потребностью чедовека С это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности чел-ка выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Самосознание личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность – на ее собственно личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации мотивов. Основная функция самосознания личности – сделать для личности доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта – толчок к самосознанию.
Рубинштейн С – не изначальная данность присущая чел-ку, а продукт раз-тия в ходе кот чел-к приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс переосмыс-ния, проходящий через всю жизнь чел-ка, образует самое сокровенное и основное содер-ние его сущ-ва, опред-ет мотивы его действий и внутренний смысл и тех задач, кот он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся у некот людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать в ней то, что подлинно значимо. Умение не только найти сред-ва для решения задач, но и опред-ть сами задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать куда в жизни идти и зачем это драгоценное и редкое св-во- мудрость. Формирование самосознания идет в общении. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека. Благодаря С чел-к становится хозяином самого себя, т е он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относится к себе. По своей генетической основе это ситуации собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно С выражается в переживании чувства Я, которое является неотъемлемым компонентом любых действий выполняемых человеком в соответствующих ситуациях. (я пишу, я думаю, я хочу). С. явл. своеобразным ядром центром высшей инстанцией и духовной основой личности. Леонтьев считал, что первое развитие С происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я (кризис Я сам). Второе рождение С – в подростковом возрасте с развитием рефлексии (двусторонний процесс – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие), выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию С (ребенок-зеркало, пятно на носу 1-1,5 вытирать пятно не будет). Базовый компонент С – самооценка. Первая самооценка у ребенка эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная – знания о самом себе, и дальше поведенческая.
Виды самооценки: 1. по степени обобщения: частная (своих показателей) и обобщенная (глобальная); 2. по уровню: низкая, средняя, высокая; 3. по адекватности: низкая, высокая. Выделяют 4 структурных компонента С, они тесно взаимосвязаны: 1.когнитивный – его основу составляет образ Я, это все что чел-к знает о себе, начиная с внешнего облика и поведения и заканчивая внутренними личностными особенностями. Самосознание – это когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости Необходимым условием возникновения и существования образа Я представляется система познавательных процессов, ориентированных на самопознание. 2. аффективный – эмоционально окрашенное, более или менее устойчивое отношение чел-ка к самому себе: самоуважение, самопринятие, комплекс неполноценности. По знаку оно может +,- или двойственное. Отношение к себе определяет внутреннее самочувствие человека, очень важно чтобы оно было позитивным. 3. оценочный – в результате соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у чел-ка возникает обобщенная, устойчивая самооценка (я хороший, я плохой, я и хороший и плохой). Самооценка явл одновременно и когнитивным и аффективным образованием, т е включает в себя и знания о себе и отношения к себе. Самооценка определяет уровень притязаний человека, измеряемый степенью трудности жизненных целей и задач и уровнем достижений на который он претендует. От нее зависит также оценка результатов своей деятельности, выбор партнеров по общению и по жизни, отношение к людям, она бывает адекватной и не. При наличии адекватной самооценки чел-к более или менее правильно оценивает себя, она выражается в том, что чел-к обычно ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи; способен брать на себя ответ-ть за свои успехи и неудачи. Неадекватная самооценка бывает либо завышена, либо занижена. Самооценка формируется в процессе воспитания. По своей генетической сущности она представляет собой усвоенное ребенком отношение к нему и оценки значимых других, особенно родителей. Поэтому неадекватное отношение к ребенку (эмоциональная холодность, гиперопека, приводит к искажению его самооценки). Чел-к способен не только выделять себя из окруж. мира, познавать и оценивать, но и управлять собой, воздействовать на себя, изменять себя – регулятивный компонент. Необходимость в этом возникает в ситуациях, когда чел-к обнаруживает, что его реальное поведение и какие-то качества не соответствуют требованиям его духовно-нравственного идеала (П-р, он совершает трусливый поступок в то время как не уважает трусливых людей и не считает себя таковым). Подобные ситуации явл травмирующими и приводят к психической дестабилизации личности. При длительном их воздействии у чел-ка возникает хроническая невротизация и потеря самоуважения. Преодоление осуществляется с помощью механизмов и приемов, которые образуют регулятивный компонент самосознания: 1. на основе механизмов и приемов самовоспитания, психич стабил-я достигается путем реального изменения чел-ка самого себя, для этого используется система спец упражнений, тренировок в рез-те которых происходит «подтягивание» личности к своему идеалу. Такой способ явл очень полезным и эффек-ным, т к приводит к самосовершенствованию и личностному росту. 2. Не связан с изменением личности, он построен на системе особых механизмов и приемов психол-кой защиты (отрицание, вытеснение, проекция…). Они хотя не перспективны в плане личностного роста, но очень важны в психотерапевтическом отношении.
Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение. Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).
Главные функции (Гиппенрейтер)С-познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни, кот явл одной из самых важных ф-ций. Поиск смысла жизни можно представить как процесс направленный на полную интеграцию (объединение в целое) и координацию мотивационной сферы жизни. Так А.Н.Леонтьев в качестве единицы самосознания выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели разных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). В.В.Столин выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Т.е. внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе. В. Г. Абдрахманова в этой связи считает, что самоценка представляет собой ступень в развитии самосознания, выражающуюся в способности отнестись к себе кр тически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих, но и на уровне собственных требований к себе».