Пятница, 08 Ноя 2024, 15:47
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Самосознание, его структура и развитие
Одним из основных показателей личностного развития явл. развитие самосознания, кот можно определить как образ себя и отношение к себе. В отеч психол-ой лит-ре можно встретить множество исслед-ий посв-ной роблеме С. Этим вопросом занимались такие выдающиеся деятели отеч психологии как Б.Г.Ананьев, Столин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн. В заруб-ой лит-ре также имеется множество исслед-ий посв проблеме С. Этой прблематикой занимались Джеймс, Роджерс. В заруб лит-ре С понимается как «Я-концепция»- рез-т процесса самопознания и самоотношения, т.е. совокупность всех представлений индивида о себе. Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Центральным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Часто оценка окруж-щих не соотв-ет самооценки, дилемма – принять оценку окруж-щих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс наз-ет органическим оценочным процессом, т к источник оценок первонач-но лежит как бы внутри орган-ма, т о у Роджерса раз-тие лич-ти опред-ся врожденной тенденцией, соц среда лишь играет роль внешнего чуждого природе чел-ка фактора давления. «Я-концепция» по К. Роджерсу опирается на реальный опыт и ориентируется на внутренние оценочные процессы. Изменение поведения происходит как результат перестройки представлений о себе. Потребность в положительной оценке, согласно Роджерсу, вместе с развитием личности с возрастом становится все более необходимой, в результате чего человек испытывает потребность в одобрении и уважении других людей, причем больше, чем в удовлетворении потребностей своего организма. На почве уважения возникает и самоуважение, которое тоже становится важной потребностью чедовека С это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности чел-ка выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Самосознание личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность – на ее собственно личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации мотивов. Основная функция самосознания личности – сделать для личности доступным ее собственную сущность и либо принять и узаконить ее, либо взяться за активную перестройку, либо частично или полярно отвергнуть ее. Запускающим и развивающим самосознание моментом является внутренний конфликт нескольких смыслов деятельности, конфликт побуждающих и смыслообразующих мотивов. Осознание конфликта – толчок к самосознанию.

Рубинштейн С – не изначальная данность присущая чел-ку, а продукт раз-тия в ходе кот чел-к приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс переосмыс-ния, проходящий через всю жизнь чел-ка, образует самое сокровенное и основное содер-ние его сущ-ва, опред-ет мотивы его действий и внутренний смысл и тех задач, кот он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся у некот людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать в ней то, что подлинно значимо. Умение не только найти сред-ва для решения задач, но и опред-ть сами задачи и цель жизни так, чтобы по настоящему знать куда в жизни идти и зачем это драгоценное и редкое св-во- мудрость. Формирование самосознания идет в общении. Формируется самосознание в социальном взаимодействии как уникальный результат психического развития человека. Благодаря С чел-к становится хозяином самого себя, т е он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относится к себе. По своей генетической основе это ситуации собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно С выражается в переживании чувства Я, которое является неотъемлемым компонентом любых действий выполняемых человеком в соответствующих ситуациях. (я пишу, я думаю, я хочу). С. явл. своеобразным ядром центром высшей инстанцией и духовной основой личности. Леонтьев считал, что первое развитие С происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я (кризис Я сам). Второе рождение С – в подростковом возрасте с развитием рефлексии (двусторонний процесс – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие), выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию С (ребенок-зеркало, пятно на носу 1-1,5 вытирать пятно не будет). Базовый компонент С – самооценка. Первая самооценка у ребенка эмоциональная, затем к школе добавляется когнитивная – знания о самом себе, и дальше поведенческая.

Виды самооценки: 1. по степени обобщения: частная (своих показателей) и обобщенная (глобальная); 2. по уровню: низкая, средняя, высокая; 3. по адекватности: низкая, высокая. Выделяют 4 структурных компонента С, они тесно взаимосвязаны: 1.когнитивный – его основу составляет образ Я, это все что чел-к знает о себе, начиная с внешнего облика и поведения и заканчивая внутренними личностными особенностями. Самосознание – это когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости Необходимым условием возникновения и существования образа Я представляется система познавательных процессов, ориентированных на самопознание. 2. аффективный – эмоционально окрашенное, более или менее устойчивое отношение чел-ка к самому себе: самоуважение, самопринятие, комплекс неполноценности. По знаку оно может +,- или двойственное. Отношение к себе определяет внутреннее самочувствие человека, очень важно чтобы оно было позитивным. 3. оценочный – в результате соотнесения себя с требованиями своего духовно-нравственного идеала у чел-ка возникает обобщенная, устойчивая самооценка (я хороший, я плохой, я и хороший и плохой). Самооценка явл одновременно и когнитивным и аффективным образованием, т е включает в себя и знания о себе и отношения к себе. Самооценка определяет уровень притязаний человека, измеряемый степенью трудности жизненных целей и задач и уровнем достижений на который он претендует. От нее зависит также оценка результатов своей деятельности, выбор партнеров по общению и по жизни, отношение к людям, она бывает адекватной и не. При наличии адекватной самооценки чел-к более или менее правильно оценивает себя, она выражается в том, что чел-к обычно ставит перед собой реально достижимые и соответствующие собственным возможностям цели и задачи; способен брать на себя ответ-ть за свои успехи и неудачи. Неадекватная самооценка бывает либо завышена, либо занижена. Самооценка формируется в процессе воспитания. По своей генетической сущности она представляет собой усвоенное ребенком отношение к нему и оценки значимых других, особенно родителей. Поэтому неадекватное отношение к ребенку (эмоциональная холодность, гиперопека, приводит к искажению его самооценки). Чел-к способен не только выделять себя из окруж. мира, познавать и оценивать, но и управлять собой, воздействовать на себя, изменять себя – регулятивный компонент. Необходимость в этом возникает в ситуациях, когда чел-к обнаруживает, что его реальное поведение и какие-то качества не соответствуют требованиям его духовно-нравственного идеала (П-р, он совершает трусливый поступок в то время как не уважает трусливых людей и не считает себя таковым). Подобные ситуации явл травмирующими и приводят к психической дестабилизации личности. При длительном их воздействии у чел-ка возникает хроническая невротизация и потеря самоуважения. Преодоление осуществляется с помощью механизмов и приемов, которые образуют регулятивный компонент самосознания: 1. на основе механизмов и приемов самовоспитания, психич стабил-я достигается путем реального изменения чел-ка самого себя, для этого используется система спец упражнений, тренировок в рез-те которых происходит «подтягивание» личности к своему идеалу. Такой способ явл очень полезным и эффек-ным, т к приводит к самосовершенствованию и личностному росту. 2. Не связан с изменением личности, он построен на системе особых механизмов и приемов психол-кой защиты (отрицание, вытеснение, проекция…). Они хотя не перспективны в плане личностного роста, но очень важны в психотерапевтическом отношении.

Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности другими, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как интегральный показатель Я, и самоутверждение как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение. Самосознание - это сложная психологическая структура, считает B.C. Мерлин, и выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития: 1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет; 2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности; 3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах); 4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).

Главные функции (Гиппенрейтер)С-познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни, кот явл одной из самых важных ф-ций. Поиск смысла жизни можно представить как процесс направленный на полную интеграцию (объединение в целое) и координацию мотивационной сферы жизни. Так А.Н.Леонтьев в качестве единицы самосознания выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели разных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). В.В.Столин выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Т.е. внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе. В. Г. Абдрахманова в этой связи считает, что самоценка представляет собой ступень в развитии самосознания, выражающуюся в способности отнестись к себе кр тически, соотнести свои возможности с результатами деятельности не только в соответствии с мнением окружающих, но и на уровне собственных требований к себе».
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 1846 | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
15:47


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz