Суббота, 23 Ноя 2024, 01:41
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51646


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Ранняя история иудаизма
В качестве нации, древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана. По одной из версий, это произошло в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на 12 племён («колен»), ведущих свое происхождение от сыновей Иакова-Израиля. На рубеже 2-1 тыс. возникает Израильское царство Давида.

В X веке до н. э. царём Соломоном (Шломо) был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона еврейское государство разделяется на два царства — Израиль и Иудею. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

В 722 году население Северного Израильского царства — потомки десяти из 12 колен Израиля были переселены ассирийцами в Мидию, где растворились среди окружающего населения. Согласно одной из версий они вернутся перед приходом Мессии (Машиаха). В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели значительную часть евреев в Вавилон (Вавилонское пленение).

Согласно официальной иудаистской традиции история еврейского народа начинается с 2085 г. до н.э., когда первый еврейский патриарх Авраам вывел членов своего клана в «землю Ханаан». Они были выходцами из Харрана в Северной Месопотамии, где обитало племя араму, или арамеев.

Но Народом Завета суждено было стать группе еврейских колен, объединившихся в XVIII в. до н.э. под именем Бене-Исраэль, или израильтян.

Евреи появляются на исторической арене сравнительно поздно. Современные исследователи относят это к 1850 г. до н.э., т.е. к тому времени, когда Авраам вывел свой клан из Месопотамии. Но в то время он и его люди не были носителями монотеистической религии. С Авраама и других патриархов еврейского народа лишь начиналась история иудаизма.

Наиболее рельефно выделяется среди них фигура Авраама. Повествование о нем начинается с божественного призыва покинуть родину.

Авраам называет своего Бога Эль-Эльон, или Элогим. Эти слова древнейшего общесемитического происхождения. Эль – не собственное имя, а слово, означающее Бога вообще. В настоящее время трудно выяснить этимологию слова Эль. Обычно его связывают со словом «сила». Оно было широко распространено среди семитов в Палестине, Сирии, Финикии. Слово Элейон встречается в финикийских текстах. Но, вопреки мнению некоторых историков, оно не означает особого божества, а есть лишь эпитет, прилагаемый к Богу.

Хотя Авраам и покинул Месопотамию, но на евреях, как и на многих других народах древности, осталась печать, наложенная Вавилоном. Их понятия о законности, о семье, об обществе, их представления о строении Вселенной и событиях древней истории сохранили неизгладимые черты вавилонского влияния.

Не избежал вавилонского влияния и формировавшийся во времена патриархов иудаизм. Религия древних евреев уже на ранних своих ступенях приняла форму Союза (берйт), или Завета с Богом. Согласно Библии, Бог обещал, что придет время, когда потомки Авраама уже не будут изгнанниками в чужом краю, они превратятся в народ и получат землю Ханаанскую во владение.

Одним из первых более или менее достоверных событий раннееврейской истории был второй «исход», или новое переселение из Месопотамии. Эта новая арамейская волна двинулась с севера около 1750 г. до н.э. Патриархом этого клана был Иаков, носивший также имя Израиля. Полное имя Иакова было, очевидно, Иакобэль. В таком виде оно встречается в египетской надписи ок. 1500 г. до н.э., где под этим именем подразумевается древний населенный пункт в Палестине.

В области культа Иаков вводит «массебы», или священные столбы, которые были символом плодородия в восточных религиях и которые надолго вошли в израильскую богослужебную практику.

Иаков возглавлял союз родов или колен, которые именовали себя Бене-Исраэль, т.е. Сыны Израиля. Возможно, уже тогда члены этой группы считали себя объединением «двенадцати колен».

Около 1710 г. до н.э. на Ближнем Востоке произошло значимое событие. Семитские племена вторглись в Египет и завоевали его. Завоеватели с самого начала укрепились в нескольких городах, откуда рассылали по всей земле сборщиков дани.

Библейская легендарная традиция повествует о том, что все двенадцать колен иудеев прожили несколько веков в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, который сумел вступить в непосредственный контакт с Богом и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т.е. в Палестину. С помощью различных чудес (он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т.п.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Согласно Библии после исхода из Египта, который возможно произошел в XIII в. до н.э., Моисей еще сорок лет водил свой народ по Синайской пустыне. Странствия сплотили народ. Именно тогда окончательно оформился племенной союз 12 древнееврейских племен как военный и культовый союз, скрепленный почитанием единого Бога, покровителем этого союза.

Племенной союз был скреплен Заветом между Богом и избранным им народом, что нашло свое отражение в Десяти Заповедях, дарованных согласно Библии, Богом Моисею на Синайской горе. Это было письменно зафиксированное древнееврейское законодательство. С момента синайского откровения имя Бога, как единого покровителя всех сыновей Израиля, передается ранее не употреблявшимся термином «Яхве».

В Десяти Заповедях отражены те формы поведения, которые обеспечивают народу право пребывать в союзе с Богом. Первые четыре заповеди отражают отношения человека к Яхве:

1. Строгое требование монотеизма - «Да не будет у тебя других богов перед лицеем Моим».

2. Запрет на любые священные изображения – «Не делай себе кумира и никакого изображения».

3. Запрет на употребление имени Бога напрасно «в суе» - «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно». По этому имя бога стало заменяться на «Адонай» - «Господь».

4. Соблюдать субботний день покоя, в память о шести днях творения мира и седьмом дне, когда Бог отдыхал – «Помни день субботний, чтобы святить его».

Следующие шесть заповедей регулируют отношения между людьми:

1. почитай отца и мать;

2. не убивай;

3. не прелюбодействуй;

4. не кради;

5. не лжесвидетельствуй;

6. не желай ничего, что у ближнего твоего.

Кроме создания законодательства традиция приписывает Моисею создание Торы (Учения) или Пятикнижия, первых пяти книг Священного Писания иудаизма или Танаха. Однако, основная часть текстов и, видимо, редакция общего свода датируется V в. до н.э.. В Тору входят «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». «Бытие» повествует о сотворении мира, изгнании из Рая первых людей, истории потопа, первых патриархов до Египта. В «Исходе» рассказывается как Моисей вывел народ Израиля из Египта. В «Левите» изложены ритуальные предписания и нормы Закона, в «Числах» описана история сорокалетних странствий евреев по синайской пустыне, «Второзаконие» повторяет Закон и содержит призывы Моисея к его соблюдению. Заканчивается Тора смертью Моисея. Пятикнижие было наиболее почитаемой частью Ветхого завета, причем впоследствии именно толкование Торы вызвало к жизни многотомный Талмуд и легло в основу деятельности раввинов во всех еврейских общинах мира.

Согласно библейской традиции уже после смерти Моисея еврейские племена вторглись в Ханаан. Как считается сегодня, произошло это в XIII в. до н.э. Руководил иудейским племенным союзом тогда Иошуа сын Нуна, больше известный как Иисус Навин. Он происходил из колена Эфраима и согласно Библии был помощником и военачальником Моисея. События, связанные с покорением евреями «земли обетованной», изложены в следующей за Пятикнижьем книге Иисуса Навина.

Несмотря на упорное сопротивление хананейских городов-государств к XII в. до н.э. они в основном были покорены древнееврейскими племенами.

Они осели в этой стране и перешли к земледельческому образу жизни. С этого времени наступает период иудейской истории, известный как эпоха Судей (XII – XI вв. до н.э.), когда во главе еврейских племен стояли выборные вожди, выполняющие одновременно функции верховных жрецов, военачальников и судей. Этому периоду в Библии посвящены книги Судей Израилевых и Руфь.

В конце XI в. до н.э. у евреев возникло Древнеизраильское царство, первым царем которого стал Саул (1030 – 1004 гг. до н.э.). При нем происходит возвышение служилой знати, но справится с внешней угрозой Саул не смог. Следующим царем становится зять Саула Давид (1004 – 965 гг. до н.э.) из колена Иуды. В Библии истории древнееврейского государства посвящены первые три Книги Царств.

В ветхозаветной религии Давиду принадлежит особое место, хотя он не был ни пророком, ни учителем веры. Библия рисует его великим религиозным поэтом-псалмопевцем, его имя связано с зарождением библейского мессианизма, составляющего самую суть Священной Истории.

Именно при Давиде завершается процесс централизации древнееврейского государства, он остановил натиск филистимлян. Он захватил хананейский город Иерусалим, который сделал столицей своего государства, так как тот был вне племенных территорий. В 1004 г. до н.э. туда был перенесен Ковчег Завета, после чего Иерусалим становится духовным центром Израиля.

При Соломоне, младшем сыне Давида, который царствовал почти сорок лет (965 – 928 гг. до н.э.), Древнееврейское царство достигло своего наивысшего расцвета. Царь хотя и не вступал ни разу в войну, но укреплял фортификации, завел конницу и большой арсенал. Он заключил союз с Египтом, который скрепил браком с дочерью египетского царя. Торговые связи способствовали общему подъему уровня жизни в израильских городах.

В 945 г. до н.э. Соломоном были возведены в Иерусалиме царский дворец и Храм в честь Бога Яхве. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Израильско-Иудейском царстве рабовладельческого строя. Тогда же зарождается идея вечной и нерушимой связи Бога Израиля, династии Давида и богоизбранничества священного Иерусалима.

Усиленное строительство Соломона потребовало дополнительных средств, которые решено было покрыть за счет увеличения налогового бремени с северных территорий, что сказалось на снижении уровня благосостояния израильского народа. К тому же царь ввел обязательную для израильтян трудовую повинность, когда каждый должен был 4 месяца в году провести на государственных строительных работах, что усилило всеобщее недовольство.

Когда же сын Соломона Ровоам (928 - 911), пришедший к власти в 928 г. до н.э. после смерти отца, отказался облегчить бремя северян, те восстали и провозгласили своим царем Иеровоама. На этом история Древнееврейского государства заканчивается и начинается история Иудейского и Израильского царств.

После того, как произошел раскол Иудейского царства, два колена еврейского народа остались верны прежней династии Давида – это колена Иуды и Вениамина. Остальные десять колен создали свое северное царство, получившее название Израиль с центром в городе Самария. Там доминировало колено Ефрема.

Оба царства находились в постоянной вражде друг с другом, которая закончилась лишь с покорением северного царства Израиль Ассирией в 722 г. до н.э. Южное царство просуществовало до 586 г. до н.э., когда Иудея пала под ударами Навуходоносора, царя Вавилонии.

Символ веры иудаизма получает письменную форму исторического повествования еще в царствование Соломона. В библейской науке эту первую Священную Историю принято называть Яхвистом, так как она предпочитает употреблять имя Божие – Яхве. Яхвист создавался на юге, в Иудее, быть может, в Иерусалиме. Он уделяет большое внимание южным областям, отводит особую роль колену Иуды. Яхвистическое сказание больше всего говорит о Хевроне, Эдоме. При этом Яхвист нигде не делает даже намека на разделение Израиля и Иудеи.

После разделения царств на севере появляется нужда в своей собственной Священной Истории. В Израиле, очевидно, существовало свое предание, которое было записано, как полагают, при Иеровоаме II (786-746 гг. до н.э.). Некоторые думают, что эта вторая Священная История, или Элохист, явилась лишь обработкой Яхвиста. Но элохвистическое предание имеет свои ярко выраженные особенности как в языке, так и в содержании. Оно употребляет название Хорив вместо Синай, амориты вместо хананеи. Имя Божие Элохим оно предпочитает имени Яхве.

В Элохисте упоминается Аарон, брат Моисея, которого не знает яхвистическое предание. Элохист отличает стремление избегать антропоморфизмов, свойственных Яхвисту. Свою историю он начинает с Авраама.

Уже после падения Северного царства в 722 г. до н.э. многие образованные люди и религиозные учителя Израиля нашли убежище в Иудее. Именно в это время и произошло объединение обоих вариантов Священной Истории в целое повествование.

Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, читавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен (Числа 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н. э. — ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин
«иудей» стал часто использоваться как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II — I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более
широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (08 Июн 2012)
Просмотров: 770 | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
23 Ноя 2024
01:41


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz