- вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой.
- определенная профессия, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия.
- совокупность руководителей производственным коллективом.
Макро- и микроэкономические уровни управления СМИ
Макроуровень: управление СМИ как социальным институтом. Основная цель такого управления – формирование в обществе рамок для информационных потоков, встраивание СМИ в систему институтов национального государства. Его инструменты – законотворчество, антимонопольное регулирование, обеспечение доступа к информации и выборочная экономическая поддержка.
США: рынок СМИ (поддержка конкуренции, антимонопольное законодательство).
Западная Европа: сохранение социального и культурного значения масс-медиа (поддержание экономической и технологической монополии общественного ТВ).
Микроуровень: управление предприятиями СМИ – менеджмент как управление производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
В деятельности медиапредприятий менеджмент получает все большее значение. Редакционный менеджмент (Гуревич) – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией.
Менеджмент СМИ (Валентин Ворошилов) – совокупность принципов, методов, средств и форм подготовки и выпуска издания с целью удовлетворения потребностей аудитории и получения прибыли. + наука управления человеческими отношениями в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и потребителями информации.
Экономические принципы редакционной деятельности
1) принцип прибыльности периодического издания.
Одна из главных целей редакции или компании – повышение ее доходов и получение наибольшей прибыли, что влияет на деятельность любого сотрудника издания.
2) принцип обеспечения конкурентоспособности издания.
Лежит в основе деятельности по выпуску информационного продукта – он должен быть конкурентоспособным, то есть должен удовлетворять информационные запросы вашей аудитории.
3) принцип экономической достаточности (разумной экономии). Определяет стремление руководителей и сотрудников редакции к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. «Оптимальные результаты в наименьшее время, кратчайшим путем и самым экономным способом».
Эти принципы воплощаются в процессе редакционного менеджмента.
Отсюда цели и задачи менеджмента (по Гуревичу):
1) обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Для чего необходимо увеличить доходы, сократить расходы и добиться прибыльности издания.
2) воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.
Задачи:
1) оптимизация размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании.
2) оптимизация самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др.
3) оптимизация работы каждого сотрудника редакции, выполнение всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных.
Четыре основные подхода в теории менеджмента:
- научный менеджмент (Ф.Тейлор, Френк и Лилия Гилберт, Г.Гантт): определили условия выполнения конкретной задачи в рамках производства (планирование, использование ресурсов, подбор работников, оптимизация принятия решений);
- административная школа (Анри Фойль, Линдалл Урвик, Джеймс Муни и др.): систематизировали подход к управлению всей организацией, описали основные управленческие функции;
- школа человеческих отношений (Мери Паркер Фоллет, Элтон Мейо, Фредерик Герцберг): применили приемы управления межличностными отношениями для повышения эффективности труда работников;
- школа науки управления предложила решать сложные управленческие проблемы, применяя моделирование, количественные математические методы.
В ходе редакционного менеджмента осуществляются четыре функции менеджмента:
1) финансовая (обосновала важность выполнения административная школа) – добиваться превышения доходов над расходами. Вести финансовую работу, четко ориентироваться в экономике издания, телерадиокомпании.
Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – искусство управления финансовыми потоками. В условиях рыночной экономики устойчивость и успех предприятия может обеспечить только эффективное управление движением финансовых ресурсов.
Обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику редакции, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.
2) содержательная (административная школа) – подготовка высококачественных журналистских материалов с тем, чтобы товар обладал зримой потребительской стоимостью.
Производственный менеджмент
Создание рыночной производственной системы, деятельность которой направлена на выпуск конкурентоспособного издания. Эта система позволяет снизить/избежать следующие виды потерь:
- ресурсные потери (ресурсы бумаги, электроэнергии и пр.),
- потери от производства дефектной продукции, а также затраты на исправление производственных ошибок (печать некачественного тиража, убытки от использования непроверенной информации и пр.),
- потери от выполнения лишней (ненужной) работы, которая не добавляет ценности продукту,
- ненужное перемещение материалов, персонала и транспорта (использование децентрализованных методов печати тиража, аккредитация журналистов на мероприятия и пр.),
- неэффективность производственных операций (выстраивание цепочки от создания до выхода материала в эфир/его опубликование, оптимальное использование журналистского труда и пр.).
3) маркетинговая (административная) – умение продать товар на информационном рынке, для чего нужно исследовать рынок, найти в нем целевую нишу, оперативно следить за колебаниями спроса со стороны аудитории, менять в зависимости от этого информационную продукцию + создание и поддержание имиджа издания.
4) кадровая (школа человеческих отношений) – установление благоприятной рабочей атмосферы в редакции, предотвращение трудовых конфликтов, стабильность коллектива, оптимизация управления персоналом, мотивация персонала, развитие инициативности и творческого потенциала журналистов.
Менеджмент это равнодействующая двух векторов: экономического (управление экономикой и маркетингом издания) + социально-психологического (управление творческим коллективом).
Тогда управление экономикой и маркетингом издания – оптимизация финансовой деятельности издания; акцент на развитии экономических факторов его жизнедеятельности; исследование читательской аудитории; анализ, оценка и прогнозирование состояния читательской аудитории; формирование стратегии и тактики рыночного поведения издания; определение тематики, содержания и оформления номеров; проведение тиражной и ценовой политики редакции; установление каналов распространения издания; поиск рекламодателей и выполнение их заказов на публикацию рекламных сообщений; поддержка взаимовыгодных связей с коммерческими предприятиями, государственными органами, общественными движениями; организация издательской и коммерческой деятельности.
Управление коллективом – стимулирование творческой отдачи сотрудников, подбор и обучение кадров, контроль за соблюдением профессиональной и служебной этики, создание и поддержание благоприятного микроклимата в коллективе.