Четверг, 18 Апр 2024, 21:23
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Проблема направленности личности в психологии
Направленость – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность – это установки, ставшие св-вами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Личность – индивид, занимающий опред-ное положение в общ-ве, выпол-щий опред-ную общ-но – полезную деят-ть и отличающийся присущими только ему индив-ми и соц-но-психол-ми особ-ми.

Личность – это социальное качество индивида; субъект общественных отношений. Отеч. психологи под личностью понимали высший уровень развития человека. Процесс развития личности – социализация (ее механизмы: подражание, идентификация, рефлексия, чувство вины и стыда). В отеч психол существуют различные подходы к исследованию лич-ти. Однако, не смотря на это осн идея подхода закл-ся в понимании личн-го раз-я, как разв-я мотив-ной сферы лич-ти и раз-я ее направленности. Направленность – это соц компонент. Н – динамическая тенденция (Рубинштейн), смыслообразующий мотив (Леонтьев), доминирующее отношение (Мясищев), Н- осмновная жизненная напр-ть (Ананьев). В поведении чел есть две ф-ционально взаимосвязанные стороны: регуляционная (Н лич-ти обеспечивает регуляцию поведения психич процессы: познавательные, эмоц, волевые), побудительная (обеспечивет активизацию и направ-ть повед -я, связаны с мотивами и мотивацией).

Мотив – это побуждение к деят-ти, связанное с удовлетворением потреб-тей субъекта.

Мотивация более обширное понятие, чем мотив. Отеч. психологи – становясь, личностью человек должен приобретать социокультурный опыт. Божович говорила о развитии мотивационной сфере как фактора развития Л. Направленность считается ведущим компонентом Л. В работах отеч. психологов понятие Л фиксирует в себе особый способ существования человека, существования его как члена общества, как представителя определенной соц группы, поэтому считается , что сущность Л проявляется в позиции человека, во взаимоотношении его с др людьми, а также раскрывается в его жизненных целях, мотивах и стратегиях поведения. Характеризуя Л-ть, в первую очередь оценивают ее поступки, т к данная оценка позволяет оценить степень зрелости Л.

Формами направленности явл.: неосознаваемые или мало осознаваемые мотивационные сферы (установки, склонности-хар-ет напр-ть индивида на опред-ную деят-ть, основой явл-ся интерес к опред-му виду деят-ти; желания-осознанная потреб-ть и влечение к ч-л вполне опред-му; влечения-неосоз-ные или не достаточно осоз-ная потреб-ть); осознаваемые (мировоззрения-система убеждений,научных взглядов на природу, общ-во, чел-кие отнош-я,кот стали внутр-м достоянием и отложились в сознании в виде опред-х жизн целей, позиций; идеалы-то к чему стрем-ся Л, на что ориент-ся; убеждения-высшая форма напр-ти,это система мотивов Л, побуждающих ее поступать в соот-е со своими взглядами, принципами, мировоззрением; ценности). Эта направленность ведет к формированию личности. Первоначально понятие личность обозначало роль человека и выполняемые им функции. В заруб. псих. одной из первых теорий в понимании сущности Л было представление о ней как о социальной роли. Разрабатывались ролевые теории Л, согласно которым общество предоставляет человеку систему различных соц ролей, которые человек должен усвоить в течение своей жизни. К этому сводилось развитие Л. А.Н.Леонтьев резко критиковал эти теории, считая, что Л не может быть совокупностью ролей. Он отмечал, что говоря о Л следует оценивать как человек выполняет эту соц роль на сколько он ее принимает или нет, т о Леонтьев говорил о свободе выбора соц ролей, о качестве их выполнения и самое главное об ответственности за реализуемое действие, за реализуемое поведение. Он говорил, что конечно существуют соц роли, но Л это не только соц роль (есть соц роль – медика, педагога, но все они разные). Леонтьев считал, что Л является результатом онтогенетического развития человека и выступает как высший уровень развития индивида.

Соц роль – система предписаний которая отражает ожидаемую от человека форму поведения в той или иной соц группе. Заданный способ поведения, участия человека в жизнедеятельности группы и общества.

Статус – это место чел-ка в системе сложившихся соц отношений, причем этот способ предполагает заданную форму нормативного поведения и заданного способа поведения. Отеч. психологи отмечали необходимость рассматривать Л, выходя за пределы статусно – ролевых ограничений (Л не должна ограничиваться ролью и статусом). Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад (Рубинштейн).

По Рубинштейну, в направленность входят: влечение (психическое состояние, выражающее неосознанную потребность), желание (осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному), стремление (побуждение к деятельности, в структуру входит волевой компонент), склонность (направленность на определенную деятельность, включает волевой компонент), интерес (проявление познавательной потребности), идеал (образ, который служит образцом), мировоззрение (система взглядов человека на объективный мир, на его место в мире), убеждение (высшая форма Н, система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением. В основе лежат осознанные потребности, формирующие мотивацию к деятельности). Эти формы направленности личности являются и мотивами ее деятельности.

По Леонтьеву направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. По Леонтьеву мотивы могут быть осознаваемы и неосознаваемы. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности и в материальных объектах (биологические, социальные, познавательные). Основная хар-ка потребности – ее предметное содержание. Побуждающим к деятельности фактором является цель. Цель – осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлены действия. Различают цель деятельности (частные цели) и жизненную цель (выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей; выражает концепцию будущего). Направленность личности всегда социально обусловлена (культурой) и формируется в процесс воспитания. А. Н. Леонтьев говорит о том, что «одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл: мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ним, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остроэмоциональных, аффективных — лишены смыслообразующей функции: мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами».

В. С. Братусем, в виде четырех уровней направленности личности: первый уровень — згоцентрический, определяемый преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, вьтгоде, престижу; второй уровень — группоцентрический, определяемый стремлением человека идентифицировать себя с какой-либо группой, когда отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет; третий уровень — просоциальный, или гуманистический, определяемый устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим людям, обществу, человечеству в целом; четвертый уровень — духовный, или эсхатологический, определяемый духовным миром человека, его связью с богом.

Д. И. Фельдштейн, рассматривая отношение подростков к общественно полезной деятельности выделяет типы деловой направленности, в основе которых лежат следующие мотивы: мотивы групповой солидарности, коллективистические мотивы, адекватные общественно значимому смыслу труда.

К. К. Платонов определяет направленность личности как один из компонентов структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. Далее К. К. Платонов подчеркивает весьма важную мысль о том, что «в направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность».
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 1738 | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
18 Апр 2024
21:23


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz