Пятница, 08 Ноя 2024, 13:51
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Понятие о внимании. Функции, свойства. Виды. Развитие внимания.
Внимание – избирательная направленность сознания чел. на опред. объект (предет,явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др. Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание - это отдельный психический процесс, т.к. он имеет свои закономерности и свойства.

Виды внимания: (Добрынин) непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, по модальности.1. Непроизвольное внимание - это непреднамеренная сосредоточенность на объектах. Механизмом этого вида внимания ориентировочно является "рефлекс", или "рефлекс что такое?". (На неожиданный сигнал человек сразу реагирует, срабатывает рефлекс).2. Произвольное внимание - это целенаправленная сосредоточенность сознания на объекты с использованием волевых усилий (цель, мотив, установка). Механизмом является вторая сигнальная система (1-ая сигнальная система - ощущения - яркое, необычное, внешние раздражители; 2-ая сигнальная система - речь, с помощью речи мы, или кто-то способны поставить цель).3. Послепроизвольное внимание - это внимание, возникающее из произвольного, но это направленная сосредоточенность сознания, без волевых усилий, в силу возникновения интереса к объекту. Открыл и исследовал этот вид внимания отечественный психолог Добрынин.4. По модальности ( слуховое. Зрительное, мнемическое, мыслительное) сколько форм деятельности, столько и внимания ( что я чувствую: руку на коленке или коленку под рукой).У ребенка первым появляется непроизвольный вид внимания, произвольное внимание интенсивно формируется в младшем школьном возрасте.

Свойства внимания: объем, направленность, переключение, распределение, концентрация. Объем внимания - это количество объектов, которые могут удержаться или одновременно осознаваться с одинаковой степенью ясности. Объем равен числу Мюллера 5 ± 2 единицы. Направленность внимания - это ориентация сосредоточенности сознания либо на внешние объекты (внешнее направленное внимание), либо на внутренний мир (внутреннее направленное внимание). Например: Альберт Эйнштейн - рассеянный человек, углубленный в свою деятельность. Переключение внимания - это сосредоточенность сознания с одного объекта на другой. Важное свойство (летчик заходит на посадку и должен одновременно наблюдать за приборной доской и обстановкой за окном). Распределение внимания - это равномерное разделение сосредоточенности на ряд объектов; это направленность сознания на одновременное выполнение нескольких действий(Юлий Цезарь). Концентрация внимания (противоположное -рассеянность) - это сосредоточенность сознания на объекте, при одновременном отвлечении от других объектов (высокая степень поглощенности субъекта каким-то объектом). Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого чел-к может намеренно поддерживать свое внимание на объекте, не отвлекаясь и не ослабляя его. Отвлечение внимания – проявляется в виде непроизвольного перемещения внимания с основной деятельности на отвлекающие объекты, не связанные с выполняемой деятельностью.

Эффекты внимания: 1. ясное сознание – чем внимательней, тем яснее (Вундт – апперцепция, Титченер – поток сознания); 2. Мнемический – запоминаем, то к чему внимательны; 3. продуктивный эффект – если субъект внимателен, то продуктивность возрастает.

Развитие произвольного внимания начинается с непроизвольного или «естественной или натуральной функции» - Выготский, затем элементы произвольности вносятся первоначально взрослым, который фиксирует внимание ребенка на каких-то объектах. Постепенно с развитием речи регуляция внимания становится внутренней (аутогенной), но при этом есть период в развитии внимания, когда ребенок его организует за счет эгоцентрической речи (вслух, но для себя). Процесс образования ВПФ сначала природные психические процессы, затем ВП процессы. Пример: интерпсихическая (ребенок – взрослый): внешняя речь (средство общения) – Эгоцентрическая (вслух, но для себя) – интрапсихическая: (внутренняя речь (для себя). Историческое развитие В пытался проследить Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития В ребенка есть история развития организованности его поведения: 1) Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака НВ ребенка. 2) Конец 1-го года – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития ПВ. 3) Начало 2-го года – обнаружение зачатков ПВ под влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. 4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы ПВ. 5) 4,5-5 лет – появление способности направлять В под влиянием сложной инструкции взрослого. 6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы ПВ под влиянием само инструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Дошкольное развитие характеризуется преобладанием внешне опосредованного В, т.е. В, вызванного факторами внешней среды. 7) Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование ПВ. Характеризуется бурным развитием внутреннего В, т.е. В, опосредованного внутренними установками ребенка.

Проблема развития В: 1) Развитие ПВ тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду, В ребенка как непроизвольное, так и произвольное продолжает развиваться. Рубинштейн утверждал: а) в педагогическом процессе надо использовать НВ, б) содействовать развитию ПВ. Надо использовать эмоциональный фактор (например, яркость наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения, трудовой деятельностью. 2) В развитии В ребенка существенным является его интеллектуализация: В сначала опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, отсюда расширяется объем В. Выводы: – ПВ является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к ПВ формируется в систематическом труде (Рубинштейн).

Функции внимания: оно представляет собой психологическое действие направленное на содержание образа, мысли, на другие представления, возникающии в данный момент в сознании человека. По своей функции оно представляет собой контроль за этим содержанием.

Функции В: отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности, воздействий;- игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих воздействий,- удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор пока не будет достигнута цель;- регуляция и контроль протекания деятельности.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 1978 | Рейтинг: 1.4/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
13:51


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz