Пятница, 08 Ноя 2024, 17:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Образование основных течений в старообрядчестве
Разделение старообрядчества на два основных направления - поповщину и беспоповщину - произошло в середине 90-х годов XVII века, когда среди последователей «старой веры» необычайно остро возник вопрос о том, каким образом выйти из тупика, создавшегося в связи с тем, что священников дониконовского ставления к этому времени не осталось в живых. Вопрос этот в писаниях первых расколоучителей не только не был решен, но не был даже принциниально поставлен. Аввакум, напр., столь резко проводивший принцип полного отчуждения от никониан, в то же время довольно снисходительно отзывался о действительности таинств, совершенных попом-никонианином, лишь бы последний отличался приверженностью к старому обряду.

По учению беспоповцев церковь не является безусловно необходимой для спасения души. Попы нового ставления не священны суть. Священство имеет не только таинственное значение, но и духовное, каждый христианин есть священник. Антихристология занимала определяющее место в вероучении беспоповщины. За исключением нескольких проповедовавших воцарение антихриста личного, все остальные признавали воцарение антихриста духовного. Беспоповцы не отрицали монархию. Таинства делят на «нужно потребные» и «просто потребные». К первым относятся: крещение, покаяние и причащение. Основные течения: поморское, федосеевское, филипповское, нетовское и странническое. Ареал: Поморье, Прибалтика и отчасти Нижегородский край.

Поповщина (беглопоповщина) стояла на той позиции, что можно брать для совершения богослужения беглых попов из православной церкви, несмотря на воцарение в ней антихриста. С течением времени антихристология в беглопоповщине все больше и больше отступала на задний план. Споры о чиноприятии беглых попов привели к разделению беглопоповцев на две части: «перемазанцев» - установивший чиноприем иереев посредством миропомазания, составлявших огромное большинство, и дьяконовцев, отстаивавших прием попов «третьим чином». Основными центрами были Нижегородский край, Донская область, Черниговщина, Стародубье, Польша и Ветка.

Поводом к раздорам и разделению послужили споры о чиноприеме беглых попов, поведшие к образованию перемазовщины (см.). Несколько ранее породил большие споры в недрах П. вопрос о письмах Аввакума, причем выделился небольшой толк (впоследствии снова слившийся с П.) — онуфриевщина (см.). В двадцатых гг. XIX в. образовалось согласие лужковское (см.). Организация белокриницкой иерархии (см.) положило начало существованию самой многочисленной отрасли П. — приемлющих австрийское священство; в отличие он них "окормляющиеся бегствующим священством" обыкновенно называются беглопоповцами (см.). В царствование императрицы Екатерины II и императора Александра III была поставлена в довольно благоприятное положение: в Москве образовался духовный центр толка — так назыв. Рогожское кладбище, достигшее высокого процветания. При императоре Николае I последовал в 1832 г. запретительный указ о беглых попах, действием которого П. приведена была в очень плачевное положение: таинства совершались наскоро, обедню служили по ночам, допуская лишь вполне доверенных лиц, в иереях ощущался крайний недостаток, так что некоторые требоисправления совершались заочно. Под влиянием этих стеснений стал развиваться обычай заменять иереев уставщиками, которые совершали молитвословия и менее важные требы. Обычай этот с течением времени окреп, и теперь сушествует немало общин, управляемых уставщиками. С образованием белокриницкой иерархии и единоверия П. значительно ослабела; в настоящее время она наиболее крепко держится д некоторых местностях Нижегородской губ. (центр — с. Городец). В эпоху процветания П. виднейшими центрами ее, кроме Рогожского кладбища, были: Иргиз (см. Иргизские единоверческие монастыри), Ветка, Стародубье, Керженские скиты (см.). В общую систему старообрядческого учения П. не внесла каких-либо характерных дополнений. В то время как беспоповцы расширили свою доктрину учением о наступлении царства антихриста, поповны ограничились удержанием общих основ старообрядства (двуперстие, седмипросфорие, хождение посолонь и т. д ). Даже обоснование главнейшей особенности учения — о возможности существования церкви без епископов и о действенности благодати в таинствах, совершаемых бегствующими иереями — лишено оригинальности и устойчивости: делается ссылка на случаи, когда поместные церкви (карфагенская, иппонийская) долго не имели епископов; приводится также соображение, что П. — не "безглавая" церковь, так как она "по производству иереев" имеет главу в лице епископа великороссийской церкви.

"Капитоновщина" - самое раннее и самое загадочное явление русского раскола. Возникнув в 30-х гг. XVIII века, оно быстро распространилось по территории Вологодского, Костромского, Ярославского и Владимирского уездов, а к 70-м гг. XVIII века практически все уезды Центральной России, Сибирь и Поморье были в той или иной мере охвачены проповедью "капитонов".

Во главе общины сектантов стоял "мятежный старец", строитель монастыря Капитон. Еще в 30-е гг. XVIII в. по природным приметам он предсказал скорый приход Антихриста. Чтобы спастись от грядущей напасти, Капитон предложил отказаться от Святых Таинств и Церкви. Строгостью монашеской жизни Троицкий строитель привлекает на свою сторону множество единомышленников. В 1639 г. Капитон был арестован и сослан в Тобольск, откуда бежал в начале 40-х гг. XVIII в. на родину. Власти вели жестокое преследование учения "капитонов". В результате сысков 1661-1666 гг. основные вожди еретиков были схвачены и казнены. По смерти "духовного основателя" учение старца Капитона Даниловского, ранее сильное и многочисленное течение русского раскола, навсегда исчезает из поля зрения исследователей. В чем причина столь скорой и неожиданной катастрофы?

В последние десятилетия XVII в. по Северу России прокатилась целая волна самосожжений. Первыми в этом трагическом ряду были «гари» в Каргопольском уезде, в Дорах. За ними последовали такие крупнейшие в истории старообрядчества, как Палеостровские 1687 и 1688 гт. (в них, по старообрядческим преданиям, погибло более 4 тыс. человек) и Пудожская 1693 г. (более тысячи человек).

До настоящего времени о Дорских «гарях» было известно только из старообрядческих источников. О трех самосожжениях в Дорах писал инок Евфросин, автор «Отразительного писания о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» 1691 г.1 Одна из «гарей», связанная с именами инока Андроника Нижегородского и соловецкого выходца чернеца Иосифа Сухого, описана в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова2. Краткие упоминания о дорских событиях в связи с участвовавшими в них старообрядцами имеются в «Винограде Российском» и «Истории о отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова3. Поминание о «сожженных благочестия ради» в Дорах вошло в старообрядческий Синодик4. Крайне немногочисленные упоминания о Дорских «гарях» в научной литературе опираются на перечисленные выше старообрядческие источники5; при этом оставалось неясным не только количество «гарей», но также их точные даты, число участников, обстоятельства розыска и самосожжений. Документальный материал о Дорских «гарях» (в отличие от «гарей» Палеостровских и Пудожской)6 до сих пор выявлен не был.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (08 Июн 2012)
Просмотров: 730 | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
17:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz