Пятница, 29 Мар 2024, 09:14
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие ВПФ
В теории культурно-исторической концепции психического развития Выготский высказал идею о том, что психическое развитие человека - это процесс усвоения общечеловеческого (культурно-исторического) опыта, накопленного цивилизацией. Усвоение данного опыта происходит в процессах взаимодействия ребенка со взрослым и первоначально психические функции являются низшими, и являются интерпсихическим образованием, т.е. средством взаимодействия ребенка и взрослого. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование. К-и к помогла Выготскому Л С сформулировать ряд законов психического развития ребенка: 1. закон формирования ВПФ - всякая психическая функция первоначально была внешней постепенно в ходе интериоризации (вращивание во внутрь) она стала внутренней; 2.он выявил, что детское развитие носит неравномерный характер – каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития – сензитивный. В этот период ребенок бывает особенно чувствителен к обучению и развитию определенных функций. С

вязь обучения и развития – обучение только тогда хорошо,-писал Л.С.Выготский,-когда оно идет впереди развития. (ЗБР-это расстояние между уровнем актуального раз-я реб-ка, определяемым самост достижениями реб-ка и уровнем возможного раз-я, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Выготский: ЗБР определяет функции не созревшие еще, но находящ-ся в процессе созревания, кот можно назвать не плодами, а почками, цветами развития. усп. ЗАР – успехи на сегодняшний день, может делать без помощи взрослых).

Понятия ВПФ. ВПФ – это системное образование, формир-ся прижизненно, соц-но по происхождению, опосредованно (знаком) по структуре и произвольно (управляемые) по протеканию.

Для себя: Системно – ВПФ образуют структуру сознания, она динамична в каждый период сензитивности: изначально должна сформир-тся речь, с 2-4 лет – предметное восприятие, кот уже опред-ет раз-тие остальных ВПФ в дошкол воз-те. ВПФ одно из основных понятий современной психологии, введенное Выготским, далее развитое Лурием, Леонтьевым и Элькониным. Выготский выделял 2 типа и уровня психических явлений: натуральные или природные ПФ и культурные или высшие ПФ. Первые формируются под действием генетического фактора, а вторые на основе генетики под влиянием социальных воздействий. Ермолаева: Исходный пункт КИК составляет идею о соот-нии реальной и идеальной формы. В онтогенетич-м раз-тии чел-ка изначально сущ-ет идеал-ная форма, взаимод-я с реальной и 1-х шагов детс-го раз-я, влияющая на становление нач форм психики реб-ка. Идеал-я форма – как форма культурного повед-я есть продукт историч-го развития. В культуре содер-ся в готовом виде формы повед-я, способ-ти, кач-ва лич-ти, кот должны возникнуть в ходе его раз-тия. Вне взаимод-я с культурой (идел ф) индивид никогда не разовьет в себе специф-кие чел-кие кач-ва. Реал. форма (Р.ф)- натуральные природные свойства чел-ка, представляющие органич-кую основу раз-я психических св-в. Начальные (натуральные) психич-кие функции преобразуются в ходе раз-я в ВПФ. (произ. внимание и память, понятийное мышл-е, предметное восприятие, самосознание, воля). ВПФ – явл-ся новообраз-ниями онтогенетич-го раз-я, но они уже содерж-ся в культуре в форме образцов мыслей, ценностей и норм соц отнош-ний, способов деятельности. Принцип новизны идеи Выготского об идеал ф, закл-ся в том, что в его понимании соц среда, культура – это источник психич-го раз-я. Идеал ф , то что реб-к должен присвоить из культуры на каждом этапе раз-я; в процессе присвоения идеал ф превращается в ВПФ, кот на каждом этапе имеют свои новообразования. Для раскрытия идеал ф культуры реб-ком необх-м посредник – знак (значение слова, матем знаки, жесты, мифы, символы). Вся культура выступает как многообразие форм знакового посред-ва. Открыть культ-ные назначения знака реб-к может только с помощью взр-го. Поэтому общ-е со взр-ми в форме подражания и сотруд-ва явл-ся важным усл-ем возникновения ВПФ. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование. Реб-к становится способным использ-ть сред-ва(орудия и знаки), освоенные в практике совметс-й деятельности для управл-я собст-м повед-ем. Он овладевает своим повед-ем, его повед-е становится произвольным.

Дополнит вопрос: Кто иссл-л раз-тие ВПФ? Леонтьев – произ-ная память (паралеллограм раз-я), Запорожец – раз-е восприятия, Выготский. Сахаров – понятийное мышление, впервые исследовали образование понятий. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия. Образование понятий у индивида своими корнями уходит в глубокое детство. Выгот и Сахаров установили ряд стадий, через кот проходит образование понятий у детей.

Методика «двойной стимуляции».

1. Стадия синкретического М (определение предметов в гр на случайной основе). Эта стадия распадается на три этапа: а) выбор и объединение предметов наугад; б) выбор на основе простр-венного расположения предметов; в) приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.

2. Стадия комплексного М (старший дошкольник). Формирование понятий-комплексов на основе некот объективных признаков. Комплексы имеют 4 вида: – ассоциативный (любая внешне замеченная связь берется как достаточное основание для отнесения предметов к одному классу); – коллекционный (дополняют и объединяют предметы на основе какого-либо признака); – ценной (переход в объединение от одного признака к др так, что одни предметы объединяются на основании одних, а др – совершенно иных признаков, причем все они входят в одну и ту же гр); – псевдопонятие (младший школьник) объединяют на основе существенных признаков, но словами определить понятие не могут.

3. Стадия настоящих понятий (с подросткового возраста). Здесь предполагается умение ребенка выделить, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, к кот они принадлежат – стадия потенциальных понятий; ребенок выделяет гр предметов по одному cyщественному признаку – стадия истинных понятий.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 1137 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
09:14


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz