Пятница, 19 Апр 2024, 07:03
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Концепции описательного этапа социальной психологии
Концепции описательного этапа социальной психологии: Психология народов; Психология масс;Теория инстинктов социального поведения. Общие особенности состоят в том, что они носили умозрительный характер, которые никогда не проверялись эмпирически: нельзя было ни подтвердить, нельзя опровергнуть. Психология народов появляется в Германии, в основе ее лежит теория Гегеля – «народный дух». Это так называемая сверхиндивидуальная душа, кот. подчиняется сверхиндивидуальной целостности – народу. Создателями психологии народов является философ Лацарус и языковед Штейнталь. Они в 1859 г. публикуют совместную статью, которая называется «Вводное рассуждение о психологии народов». В этой статье они утверждают, что движущейся силой истории – это дух целого. При этом индивидуальное сознание - это продукт духа народа. Индивидуальное сознание вторично, необходимо изначально дух целого, который проявляет себя в культуре народа: в искусстве, в языке, в мифах, религии. В дальнейшем психологической разработкой Лацаруса и Штейнталя принадлежит Вильгельму Вундту.

Итогом его размышления, что психология должна состоять из 2-х разделов: 1.Физиологическая психология – направлена на изучение индивидуального сознания. Основным методом должен стать эксперимент. 2.Психология народов. 3.Вундт определил задачи психологии: 1. Изучение языка народа, потому что в языке находятся основные понятия, которые используют представители этого народа в мышлении. Поэтому, изучая язык, мы получаем базу для изучения мышления. 4.Изучение мифов народа, мы получаем возможность выявить эмоциональное отношение, в мифах мы можем обнаружить первоначально ее содержание некоторых понятий. 5.Изучение традиций и обычаев, которые есть у народов. Мы получаем возможность изучить поступки, которые совершают народы. Основным методом психологии народов должен стать анализ продуктов культуры. Психология народов является чисто описательной наукой, не претендует на открытие каких-либо законов. Эксперимент не возможен. Вундт определял место психологии народов среди общественных наук ведущее положение. Общественные науки обслуживают психологию народов. В системе подготовки специально сначала овладевают психологией народа, потом исследованием индивидуальных особенностей. Психология народов становится предшественницей этнопсихологии, которая является разделов СП. Следующая концепция – психология масс, которая создана во Франции. В основе ее лежит теория подражания Тарда.

В психологию масс приходят 2 тезиса: 1. Социальное поведение можно объяснить подражанием. 2. В социальном поведении очень важную роль играют иррациональные компоненты. Делаются вслед за Тардом выводы: аффекты; неосознаваемые, являются иррациональными компонентами. Сигеле, юрист. Его заинтересовала ответственность за действие толпы. В результате анализа уголовных дел, что действие толпы обусловлены состоянием аффекта, более разрушительным, чем действие индивидов. При этом аффекты в толпе происходят в результате эмоционального заражения. Он изложил в работе «Преступная толпа». Лебон, французский социолог. Он разработал проблему противопоставления элиты и масс в обществе. Стоят перед ним задачи, что есть масса? Это: Масса – это всякое скопление людей, которые состоят из индивидов. Индивид как часть массы – это обезличивание, попадая в массу человек утрачивает то, что его отличает от других, действия человека начинают подчиняться инстинктам. Индивид в массе – это утрата интеллекта. Человек в массе не подчиняется логике, подчиняется чувствам. Для человека в массе - ощущает собственную силу и мощь, происходит за счет идентификации с другими людьми, которые входят в эту массу. Утрата личной ответственности за происходящее, человек, попадающий в массу становится полностью анонимным. Характеристика массы: Масса в своих проявлениях импульсивна. Жестока. Абсолютно не логична, склонна к крайностям. Испытывает чувства простые и в то же время преувеличены. Очень подвластна силе. Проявляет склонность к иллюзии, а не к реальности, истине. Близка к психологической характеристике ребенка и психологической характеристике примитива, находящемся на более низшей ступени развития. Масса ищет вождя, без него хаотична и нерегулируема.

Качество вождя масс: 1. Обладать силой воли 2. Глубокая вера в какую-либо идею, содержание ее не важно. 3. Престиж. Это своего рода ореол успеха, который окружает человека. Этот ореол обусловлен его личными успехами, принадлежит какой-то семье, имени. Если вождь находится, то масса стабилизируется, продолжает свое существование, если нет – масса прекращает свое существование. В обществе элита выполняет роль вождя по отношению к массе, поэтому существование элиты должно быть. «Психология народов и масс» в 1895 г. опубликовал работу Лебон. После этого выхода начинается дискуссия. Не устраивала трактовка масс. Любая группа подпадает под это определение. Существуют организованные группы, которые отличаются от описания Лебона. Описание Лебона относятся к массам, которые переживают сильное эмоциональное напряжение, которые находятся в состоянии паники. Лебон притязает на распространение этого определения масс любой группы.

Теория инстинктов социального поведения Макдугалла– психолог. Рассмотрел вопрос о причинах социального поведения. И отвечая говорит, что причинами социального поведения – это врожденные инстинкты. Репертуар инстинктов в силу психофизического предрасположения. Инстинкты – это что не осознается, но при этом реализация определенного инстинкта переживается эмоциями. Инстинкт борьбы, его реализация связана с переживанием чувства гнева и страха. Инстинкт приобретения, его реализация связана с переживанием чувства собственности. Стадный инстинкт - переживание чувства принадлежности. Все общество, все социальные институты необходимо реализовать инстинкты социального поведения. Институт семьи необходим для воспроизведения родов. Институт торговли – инстинкта приобретения. Войны неизбежны - инстинкт борьбы. В основе развития общества лежат рациональные инстинкты. Фрейд бессознательное использовал к личности, а Макдугалл бессознательное использовал к обществу.Окончание описательного этапа, начало экспериментально этапа.

Описательный период завершился в 10-х годах ХХ в. и наступил следующий этап, который получил название экспериментальный период. Начало экспериментального периода связано с тем, что практически одновременно в США и Западной Европе формируются программы требований по превращению СП в экспериментальную науку. Обязательным атрибутом является метод эксперимента. Этот метод предлагает использовать как в естественных науках стандартных требований (физики, химии). Действительно он вводится в СП, помогает сохранить ее статус, но происходит изменение в самой СП. С введением экспериментального метода изменяется объект изучения. Направление изменения переходит к исследованию малых групп. По своей направленностью социально-психологические методы начинают носить сугубо прикладной характер задач, т.е. решение практических задач, которые применяются в бизнесе, на производстве (еще одна особенность эксперим-ной психологии). Практически отторгается идея о создании социально-практической теории. Центр СП в 20-е годы перемещается в США (центр социально-психологической мысли) и СП на несколько десятилетий становится американской наукой. Были достигнуты возможности финансирования, оплаты экспериментальных исследований. Начало 50-х годов ХХ в. экспериментальный период заканчивается, вводится использование объективных методов в СП и накапливается обширный богатый материал, которые к началу 50-х годов требует теоретического осмысления. Именно в связи с этой потребностью созданы теории среднего уровня. Теории среднего уровня не претендовали на обхват всей области СП. Каждая теория была конкретна для данной области и ограничивались только ей. Позднее теории среднего уровня были обобщены по теоретическим ориентациям. 1.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 1201 | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
19 Апр 2024
07:03


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz