Исторические и логические этапы развития политической науки (К.Дойч).
Исторически политическая наука формировалась в процессе постепенного перехода от способов обыденного восприятия политики к методам ее систематического специализированного изучения и получения на этой основе все более упорядоченных представлений о ней.
Развиваясь как органическая составная часть гуманитарного знания политическое знание постоянно стремилось к влиянию на механизмы руководства и управления обществом. Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало развитие политики как самостоятельной социальной сферы с присущими ей механизмами поддержания интеграции общества, институтами, способами властного общения людей. В конечном счете, именно эта эволюция предопределила превращение совокупности накопленных о политике знаний в самостоятельную академическую дисциплину.
Весьма своеобразный подход к выделению этапов развития политической науки сложился в американской политологии.(Р. Даль, К. Дойч). Один из авторов этого подхода К. Дойч считает, что каждая общественная наука проходит в своём развитии три этапа: философский, эмпирический и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния.
Применительно к политологии первый, преимущественно философский период её развития длился примерно со времён Аристотеля до Гражданской войны в Америке 1861—1865 гг. На нем превалировали нормативно-дедуктивные подходы в толковании политической жизни. Крайними историческими вехами второй, эмпирической ступени выступает Гражданская война в Америке и Вторая мировая война. На этом этапе непосредственный анализ данных превратился в основной источник пополнения знаний и доминирующий способ анализа политических реалий. Третья стадия развития политической науки началась после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Она отличается научной рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением.
Исторически можно выделить три этапа эволюции политической науки.
Первые формы отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Позже, примерно в середине I тысячелетия, обнаружилась тенденция к рационализации политических представлений, появлению отдельных систематизированных учений (Конфуций учение о «гуманном управлении», Платон и Аристотель). Нарастание рационального описания все усложнявшихся политических явлений привело в XIII в. к созданию на основе схоластики уже специфической политической науки, именуемой «политическое искусство», «политическая наука», «политическое учение».
Новое время (XVI-XIX вв.), положившее начало второму этапу развития политической науки, существенно изменило и формы, и темпы формирования политической теории. Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы со своими специфическими основами и механизмами. Громадный вклад внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Марк, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равенства граждан.
В конце XIX – начале XX в. появилось множество специализированных теорий, посвященных исследованию демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера, В. Вильсона, Ч. Мерриама и др
Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к конституциализации политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская ассоциация политических наук.
С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего обществознания, способствующего постоянному обогащению методов политических исследований. Это привело к необходимости введения в 1951 г. термина «политические науки».(Лассуэлл).
Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Г. Алмонд, С. Верба и др. В мире действует Международная ассоциация политологов (IPSA), систематически проводятся научные конференции, симпозиумы. Особенности парадигмального измерения политики (Т.Кун).
Несмотря на развитие научного знания содержание «политики» постоянно остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей.
Во всей совокупности научных представлений о политике существуют такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Выражая те или иные принципы понимания политики, эти основополагающие воззрения задают направленность исследованию данной области действительности, служат критерием выбора методов ее исследования, выступают основанием для соответствующих обобщений и классификаций политических явлений.
Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода теоретических построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX в. американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В наиболее общем смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной проблемы.
Фундаментальное значение для политической науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные её черты и свойства этой.
Воплощая различные способы объяснениятприроды и сущности политики, такие концептуальные конструкты превращают политологию в мультипарадигматическую науку, в отрасль знания, допускающую различные способы теоретической интерпретации политических явлений. Не все парадигмы обладают одним и тем же значением в общей картине научного знания. Однако, в своей совокупности они способствуют необычайно богатому и всестороннему описанию политики.
К настоящему моменту сформировалось несколько теоретических концептов, обладающие четко сформировавшейся способностью к целостному и специфическому описанию природы и сущности политики, - это теологическая, натуралистическая и социоцентристская парадигмы.
Теологическая парадигма представляет собой картину политического мира, характерную для рабовладельческих и феодальных обществ преимущественно с монархической формой правления. В ее центре находится представление о сверхъестественной природе государственной власти. В средневековье это – доктрина божественного права королей.
Источниками законодательства в этот период являются священные тексты (Писание и Предание), решения церковных соборов. Нормы канонического (церковного) права стоят выше норм светского права.
Для этого периода характерно наличие двух центров власти в государстве – светского (император, царь, король) и религиозного (римский папа, константинопольский патриарх, глава поместной церкви).
Натуралистическая парадигма формируется на основе представлений о естественном происхождении государства и власти. Она предполагает рассмотрение человека и общества как частей природы, а также объяснение политики с точки зрения влияния факторов природной среды (климата, географических условий, биологической природы человека, расовых и этнических различий, психических свойств и инстинктов).
Она возникает в Новое время на основе идей Реформации и открытий в естествознании.
Источниками законодательства является естественное право, согласно которому люди от природы равны между собой, а их права (на жизнь, на свободу и на собственность) являются неотъемлемыми и первичными по отношению к установлениям государства.
В рамках натуралистической парадигмы сложились идеи общественного договора, народного суверенитета, разделения властей.
Социоцентристская парадигма исходит из представления о том, что определяющее влияние на возникновение государства и на политику оказывают различные общественные условия (социальные факторы): экономика, торговля, финансы, завоевания, классовая борьба, религия, культура, идеология.
Социоцентристская парадигма допускает комплексное (системное) влияние социальных факторов либо выделение одного из них в качестве решающего.
Источником законодательства признается политически легитимированная воля господствующей социальной группы или народа в целом.
Социоцентристская парадигма возникает в период политических революций XVIII-XIX вв., индустриализации, ускоренной урбанизации, формирования социально-классовой структуры общества и становления современных демократий.