Пятница, 08 Ноя 2024, 18:46
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Исламские секты суннитского толка
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII--IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали «справедливость» бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы (IX в.), искавшие в этой секте опору для своей слабеющей власти. Но вскоре (конец IX в.) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, «несотворенности» Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII--IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по имени их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка была к ней и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII--X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи» -- грубая шерстяная ткань, сермяра). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздаизма, может быть, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог -- во всем мире, весь мир -- проявление или эманация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое мистическое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов -- дервишей -- во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих легковерный народ; 'руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников-- мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры -- экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: «Ху!»

Сануситы (сенуситы) (Sanusi), распространенное назв. мусульм, ордена санусиа. Основан в Мекке в 1837 г. как суфийский религ. орден алжирцем Сиди Мухаммадом аль-Сануси аль-Идриси; ок. 1843 г. сам аль-Сануси удалился в пустыню в Киренаике. При его сыне и внуке движение распространилось в Ливии; к 1884 г. существовало уже 100 "завийя", или монастырей, разбросанных по всей Сев. Африке и др. регионам. С. играли важную полит, роль в обеих мировых войнах, причем движение становилось все более активным, выступая против оккупации Англией Египта в ходе 2-й мировой войны и пребывания в Ливии итальянцев. Когда в 1951 г. Ливия обрела независимость, тогдашний глава ордена Идрис I стал первым королем страны.

ВАЛИУЛЛАХИ

индийские ваххабиты, - последователи Валиуллы-шаха (ум. в 1762), крупнейшего мыслителя, идеолога мусульм. возрождения в Индии, призывавшего к возрождению первоначальной чистоты ислама. В религ. форму он облекал призывы к равенству в распределении материальных благ и предостерегал против проникновения в Индию англ. захватчиков. После колониального порабощения Индии его последователи - В. провозгласили свящ. долгом мусульман джихад против англичан. Среди В. были широко распространены также доктрины Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба, отсюда их название - индийские ваххабиты. Представители наиболее радикальной части В. возглавили антифеод. борьбу крестьян. В. приняли активное участие в нар. восстании 1857-59 и в нац.-освободит. движении 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. После 1-й мировой войны движение В. сошло на нет.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово «тарикат» по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших «священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды -- послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду -- духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий, обострение классовой борьбы вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдэль Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX в. взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX в, Их идейным! вождем выступил Мухаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата», в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко к пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись свирепой казни (1850 г.). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого революционного тона. Один из бывших последователей Баба -- Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Беха-Улла», существенным образом изменил бабистское учение. Он, правда, тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Беха-Уллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бгхаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Зато бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное -- махдистское движение в Судане (Африка) 1881-1898 гг. Глава его -- Мухаммед Ахмед -- объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов./Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским империализмом.

Наиболее известной сектой являются ваххабиты. Название получила по имени своего основателя Мухаммеда ибн абд-аль-Ваххаба (1703 - 1792). Как вероучение оформилось во второй пол. XVIII в. Мухаммед отверг поклонение могилам Пророка и святых, поставил под сомнение необходимость обращаться к Пророку и праведным халифам в молитвах, оспорил необходимость праздника Дня рождения Пророка. Мусульман, несогласных с его воззрениями, он объявил «неверными», наряду со всеми, кто исповедует другую веру. Ваххабиты должны внешне отличаться от остальных мусульман: бреют голову, носят длинные нерасчесанные бороды, узкие и короткие брюки.

Теологические корни В. следует искать в идеологии богослова Таки-ад-дина ибн Таймийя (1263 - 1328), ханбалита, который отрицал аллегорическое и рационалистическое толкование Корана и Сунны, зато признавал войну.

Ваххабизм также опирался на принятый у бедуинов «воинский кодекс чести», утверждая, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества. Сразу заявив о себе как военная организация, ваххабиты вторгаются в Йемен, захватывают большую часть Аравии и с 1800 по 1807 г. удерживают в своих руках Мекку и Медину. Священные города были освобождены Мухаммедом Али-пашой, казнившим ваххабитского наместника и его сподвижников.

В XX в. в Аравии пришла династия Саудидов. Провозгласили джихад и против европейцев и против турок. К 1932 г. они создали государство Саудовская Аравия, в котором ваххабизм и поныне считается официальной идеологией. Ваххабитов называют «пуританами востока». Ваххабизм проявляет активность и в других странах: в Индонезии, Средней Азии, Дагестане, Пакистане, Афганистане, Омане, Северной Африке.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (08 Июн 2012)
Просмотров: 1066 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
18:46


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz