Информационный рынок: основные аспекты и структура.
1. Ресурсный рынок – охватывает все, что необходимо для производства журналистской информации в редакциях печатных периодических изданий, на ТВ, радио и ИА.
- Финансовый рынок – предоставляет агентам информационного рынка источники капиталов (инвестиции (дотации), кредиты, спонсорство).
- Рынок труда – определяет человеческую, творческую базу СМИ, профессиональный уровень их работников (рынок творческих работников (журналистов) + рынок технических сотрудников + рынок сотрудников для редакционных коммерческих структур).
- Издательский рынок – на нем представлены издательства и иные технические учреждения и предприятия, осуществляющие материально-техническое производство продукции СМИ (издательства, типографии, государственные технические центры).
* Существование дефицита на издательском рынке России.
- Технический рынок – предоставляет технику, используемую в редакциях печатных периодических изданий, студиях аудиовизуальных СМИ и ИА. Формируется за счет систем современных технических средств, часть которых используется для фиксации и хранения информации, другая – в процессе подготовки и выпуска газетных и журнальных номеров, телерадиопрограмм и передач (электронная техника, компьютерная техника, видеотехника, средства связи, оргтехника и т.д.).
- Рынок материалов – предоставляет различные материалы, сообразно со спецификой СМИ, без которых невозможно производство продукции. Делится на сегменты – в зависимости от назначения материалов: для печатных СМИ - рынок бумаги, рынок расходных материалов; для аудиовизуальных СМИ – носители аудио- и видео-, электронных материалов, и пр.
2. Собственно информационный рынок (рынки продавца) – пространство, где продукция СМИ превращается в товар и где идут процессы обмена, то есть продажи и покупки. Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журналистской информации является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара.
- Рынок информации и идей – удовлетворяет потребность СМИ в различного рода информации, а также идеях, связанных с различными сторонами подготовка и выпуска СМИ, распространения и реализации тиража издания и пр. Сегменты: журналистская информация (политическая, экономическая, культурная, развлекательная), социальная информация (научная, статистическая, техническая, производственная, военная, криминальная и пр.), рекламная информация.
* рынок испытывает постоянный дефицит.
- Рынок периодических изданий – рынок, где реализуется в конкурентной борьбе продукция печатной и аудиовизуальной прессы, а также информационных агентств.
Структура рынка:
- по специфике различных СМИ: рынок периодической печати, радиорынок, телевизионный рынок, рынок информационных агентств, рынок электронной информации, кинорынок.
- по территориальному (региональному) принципу: местный рынок, региональный информационный рынок, общенациональный (федеральный) рынок, столичный рынок, мировой информационный рынок.
- по языковому принципу: национальные языки, общенациональные языки.
- сегментация (под сегментом понимается часть рынка, отличающаяся от других его частей общей для нее особенностью, признаком): издания для женщин, молодежи, пенсионеров, спортивная пресса, вечерние газеты и пр.
- Рынок распространителей – занимает положение между рынком продавцов и рынком покупателей. Играет важную роль в процессе обмена между производителями – продавцами журналистской информации и ее покупателями – потребителями. От распространителей во многом зависят результаты конкурентной борьбы между периодическими изданиями. Раньше был монопольным – Союзпечать Минсвязи СССР.
- Рынок покупателей – го составляют покупатели журналистской информации. Между продавцами журналистской информации именно на этом рынке идет самая острая конкурентная борьба. Под покупателями подразумевают аудиторию СМИ. У каждого СМИ – свой целевой рынок покупателей, поскольку в массе потенциальных потребителей информации е производитель и продавец ищут тех, потребности которых удовлетворяют.
Целевой рынок покупателей определяется особенностями СМИ и информации, которую оно производит. В свою очередь особенности этого рынка влияют на СМИ и специфику его продукции.