Воскресенье, 22 Дек 2024, 19:49
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51653


Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности
Синоним гр. динамики, введенной К.Левиным. Предполагают процессы, кот. происходят в малой группе и обозначают ее переход от одной стадии к другой.

Процессы: 1-образование м. группы; 3-лидерство;2-гр сплоченность;4-принятие гр решения;5-пр раз-тия малой группы. При изучении 1 процесса в психологии можно выделить 2 направления: а)вопрос о принятии норм сущест группы новым членом; б) формир группы как психол целостности или др словами гр сплоченности. В 1 напр присутствует феномен конформности, гр давления.

Конформность-процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на реальное или воображаемое давление в сит-ях, когда нет прямого требования соглашаться с группой. К констатируется там и тогда,где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Впервые в экспер Аша (1951) Испытуемым давались 2 карточки, на карточке в правой руке-отрезок одной прямой, на карточке в левой руке три отрезка, причем только один из них по длине равный отр правой карточки. Испт предлагалось опред кот из отрезков левой карточки равен по длине в правой карточки. Когда задание выполнялось индивид все справлялись верно, тут вступала «подставная группа», 37% испыт «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонст конформность. Все утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно и всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты. Один из выводов Аша: люди демонстр К поскольку хотят понравиться группе, быть принятым ею, поступать как все. На К влияют также и личностные характеристики, ихарактер ситуации и состав групп. Таким образом позицоя большинства становится причиной образования малой группы при достаточной доли конф ее нового члена.

Поблема групповой сплоченности

Самым известным определением является социо-метрический вариант-высокий % выборов, основанный на взаимных симпатиях. Опред Фестингера: гр спл-сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Сила-это характер группы явл привлекательными для чел-ка (состав группы, стиль лидерства),чем больше таких прив черт, тем сильнее они будут желать ее сплоченности. Ньюком- согласие всех членов группы, относительно значимых для них ценностей. По Петровскому гр сплоч выступает как многоуровневое образование. Каждый уровень раз-я (страты) можно говорить о типах отн-ий:

1- нравится-не нравится(хоть внешне)-1 ур гр сплоч, который совпадает с социо-метр опред, т.е. взаимными симпатиями, чем их больше, тем лучше.

2- совпадение осн системы ценностей гр деятельности-2 ур-Петровский называет его ценностно-ориентир единством, оно предпологает у членов группы ориентации на осн ценности, кот касаются процесса совм деятельности;

3-принятие целей гр деят.

4-совпадение индив целей членов группы с целями гр деят. Т.е. к концу отн-я в группе все более опред гр деят-ю.

3 Лидерство. Лидером явл такой член малой гр кот выдвигается в рез-те взаимод-я члено группы для организации группы при решении конкр задачи в конкр сит-и принимая на себя опред фун-и. Он демонстрирует более высокий, чем др чл группы, уровень участия, активности, влияния на поведение других. Остальные чл группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие от-ния, при которых он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как гр явление, он немыслим в одиночку.

Теории происхождения лидерства. 1) Теория черт (харизматическая теория) - исходит из положений немецкой психологии конца 19 - начала 20 в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидер - человек обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Но задача составления перечня таких черт не решаема. l940 г.

К. Бэрд составил список из 79 лидерских черт: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях, что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт.

Ситуационная теория (на ее основе проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе «групповой динамики»). Лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Добавление - главным моментом появления лидера считалось выдвижение его группой, потому что именно по отношению к данному человеку группа ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты.

Е. Хартли: - если кто-то стал Лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. - вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». - человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. - отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так что им «дают посты».

«Системной теории лидерства» Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности не должна сбрасываться со счетов. В этом подходе выдвижение лидера определяется не только личными качествами, групповой деятельностью, но и составом группы. Могут существовать лидеры как минимум двух типов: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение. Ориентацией в первом случае на «дело». Эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе «равенство», благоприятную атмосферу.

Стили лидерства. В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются - стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. К. Левина в школе «групповой динамики» провел эксперимент на выявления стиля лидерства. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 1I-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства получили обозначения: «авторитарный», «демократический» и «попустительский». Каждый стиль можно различать как минимум с двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений.

Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов - не система. Позиция лидера - вне группы.

Демократический стиль Инструкции в форме предложений. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Похвала и порицание - с советами. Не сухая речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты - с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы.

Попустительский стиль Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. Большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

4 Принятие групповых решений в ходе гр дискуссий происходит принятие гр решений. Первые иссл-я были роведены К.Левиным во время 2 мир воыны в США. Вместо мяса населению предлагагались субпродукты, но домохозяйки бойкотирвали их покупку. Цель иссл-я Левина: сравнить эффективность на мнение домох тр формы в виде лекции и новой формы-выработки собст гр реш-я на основе гр дисск-и. Через неделю: в гр сушавшмх лекцию-3% изм-я мнений, где прошли гр дисск-и 32%. Такой эффект стал возможнам потому, что решение небыло навязано. А было принято группой. Групповые решения более эффективны. В ходе принятия гр реш-я: 1)эффект поляризации, когда уменьшается число неопред мнений и они больше поляризуются. 2)эффект сдвига риска- грууповые реш-я явл более рискованными, по сравнению с индив.

5 Развите группы теория Бенниса и Шепарда, построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так назыв Т-группах (группах-тренинга). В существовании этих групп выделяются 2 фазы на каждой из которых группа решает набор проблем для достиженя осн цели-установления так называемой валидной коммуникации (т.е. комм в которой устранены помехи для общающихся). Путь достижения этой цели и есть развитие группы, в котором она проходит 2 фазы: 1-решается вопрос о лидере и анализируется взаимотн между каждым членом группы и лидером; на 2 фазе рассматриваются отн-я между рядовыми членами. На каждой из этих фаз постепенно снимается скованность в отн-ях и развивается более полноценная коммуникация. В отеч психол Петровский; Уманский-у которого идея стадий групп сочетается с выделением некоторых обяз параметров группы,применительно к которым и замеряется уровень ее раз-я:1)направленность(просоциальная, асоциальная); 2)организованность; 3)подготовленность к гр дея-ти; 4) развитость внутригрупповой коммуникации.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (02 Июн 2012)
Просмотров: 1474 | Рейтинг: 1.2/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
22 Дек 2024
19:49


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz