Бюджет редакции. Структура редакционного бюджета. Составление оперативного бюджета.
Управление финансовой базой издания производится с помощью одного из важнейших финансовых документов – бюджета. Бюджет редакции выступает основой финансового контроля ее деятельности. Данный документ определяет и жестко регламентирует то, каким образом редакция зарабатывает и расходует средства, благодаря чему обеспечивает существование СМИ. Бюджет обычно принимается на год, в нем фиксируются все планируемые суммы расходов и доходов медиапредприятия, их цели и источники.
При грамотно осуществляемой финансовой политике медиапредприятия, в нем должны быть приняты три основополагающих финансовых документа: бизнес-план редакции (чем зачастую пренебрегают редакции, лишая себя стратегического плана и важного инструмента контроля за эффективностью своей деятельности), бюджет редакции – инструмент финансового планирования ее деятельности, и баланс расходов и доходов редакции, позволяющий контролировать ее финансовое состояние.
Зачастую руководители принимают бюджет без его увязки с бизнес-планом, поскольку такового просто нет – у нас считается, что бизнес-план (документ внутрифирменного управления, содержащий стратегический план деятельности медиапредприятия на определенный период времени) – это документ не столько внутреннего, сколько внешнего использования, то есть его предъявляют потенциальным инвесторам, а не руководствуются им в ходе производственного процесса. В силу этого проявляют себя следующие негативные тенденции:
- доминирование текущей работы, принятие решений «по следам» происходящих событий,
- усложненное определение прибыли или убытка производства, из-за общего учета затрат,
- отсутствие четкой системы принятия решений и распределения их ответственности,
- преобладание бухгалтерских функций над финансовыми и управленческими, что ослабляет оперативный контроль,
- недостаток аналитической информации для принятия решений и анализа ситуации.
О бизнес-плане редакции мы поговорим на отдельном занятии, пока же рассмотрим, какова структура бюджета. Бюджет редакции состоит из двух частей: расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу издания. Если доходы превышают расходы, возникает прибыль, в обратном случае - дефицит. Убыточное издание долго существовать не может, поэтому руководители ищут возможности привлечения дополнительных средств для покрытия дефицита. Если расходы предприятия равны его доходам, оно становится самоокупаемым, однако в виду отсутствия прибыли, такая редакция лишена возможности развития, что ослабляет ее позиции в конкурентной борьбе.
На основе бюджета редакции разрабатывается баланс расходов и доходов: бухгалтеры регулярно сводят баланс, ведя расчет доходов и расходов по всем бюджетным статьям. По итогам этих расчетов они определяют прибыль или, наоборот, дефицит, возникший в результате превышения расходов над доходами, о чем информируют руководителей медиапредприятия.
Сейчас я вам перечислю основные расходные и доходные статьи бюджета печатного издания, более подробно с бюджетом печатных, аудиовизуальных СМИ и информационных агентств вы познакомитесь самостоятельно по учебнику Гуревича, мы же более подробно остановимся на том, как составляется бюджет редакции.
Необходимо отметить, что в бюджете указываются не только статьи расходов и доходов редакции с планируемыми суммами по ним, но и, как уже было сказано, цели существования этих статей и источники их осуществления. Ознакомитесь самостоятельно поподробнее, теперь рассмотрим, каким образом составляется бюджет редакции на год.
Итак, как я уже сказала, завершением работы над бизнес-планом является составление оперативного бюджета. Оперативный бюджет – это финансовая форма бизнес-плана, важнейший элемент стратегического планирования.
В оперативный бюджет редакции закладываются предполагаемые доходы и расходы медиапредприятия на предстоящий год. Он разрабатывается на основе нескольких отдельных разделов, таких, как: бюджета рекламы, бюджета тиража, бюджета производства, бюджета оплаты труда и прочее.
Бюджет составляется на основе показателей деятельности редакции предыдущего года с учетом ее прогнозирования на будущее (вот для чего нам нужен бизнес-план – в нем прописываются основные задачи редакции на год/несколько лет вперед) + с учетом инфляции.
На первом году деятельности редакции спланировать статьи ее доходов и расходов достаточно сложно, поскольку в основу планирования ложится лишь опыт сходных компаний этой же отрасли. В конце года фактические показатели работы редакции значительно облегчат планирование бюджета на следующий год.
На основании показателей предыдущего года и предварительной оценки результатов текущего года можно понять, получает ли газета прибыль или несет убытки, какие статьи бюджета являются самыми прибыльными, а какие – самыми затратными. Особое внимание при планировании бюджета следует уделить тем видам деятельности, которые приносят наибольшие доходы (реклама и тираж – в доходной части), или требуют наибольших затрат (закупка бумаги, оплата типографских услуг и услуг по дистрибьюции тиража – в расходной части). Опыт многих изданий говорит, что при должном внимании к вопросу всегда есть возможность увеличения доходов издания и сокращения его расходов.