Суббота, 18 Май 2024, 12:57
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУТЬ, ПОТРЕБНОСТИ И ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ
ВНУТРИШКОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: СУТЬ, ПОТРЕБНОСТИ И ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ
Система внутришкольного управления, сложившаяся в период централизованной командно-административной системы и ориентированная более всего на сам педагогический процесс, а не на его участников, в настоящее время нуждается в совершенствовании и значительном обновлении, ибо она не способна: обеспечить перевод школы с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвития; разрешить весь арсенал личностно-ориентированных задач, определенных в новом «Законе Российской Федерации об образовании», в частности осуществить замену сформированных ею субъектно-объектных отношений в системе «руководитель - учитель - ученик - родитель» на субъектно-субъектные, лежащие в основе саморазвития каждой личности.

Современные тенденции наметившихся школьных преобразований предопределяют необходимость перевода внутришкольного управления на новую парадигму, составляющую новую «управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Ориентация на человека и его потребности; создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника и учителя и мотивацию их на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятель­ность в различных автономизированных внутришкольных системах, - такова суть новой парадигмы внутришкольного управления, его обновления в современных условиях.

Учитывая, что управление - это процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, руководитель школы считает себя целиком и полностью ответственным за этот процесс и его результаты. А потому он сам активно собирает информацию о ходе учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, анализирует ее, планирует, организует, контролирует и регулирует все стороны жизнедеятельности школы. Но разве может директор школы, даже опираясь на своих заместителей, обеспечить сбор всесторонней, полной и достоверной информации обо всех школьных делах, своевременно и полно проанализировать весь ее объем и на основе этого принять действительно качественные управленческие решения? Конечно, нет. Да и зачем именно так, взвалив все на свои плечи, делать? Не лучше ли организовать управление педагогическим процессом в школе так, чтобы на основе коллективного прогнозирования ее деятельности каждая подсистема школы(методическое объединение, предметная кафедра, проблемная творческая группа и т.п.) функционировала автономно, взяв на себя целиком и полностью ответственность за процесс управления им и его результаты? Но для этого руководителю школы необходимо изменить свою управленческую позицию и, соответственно структуру, и содержание внутришкольного управления.

Может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? Конечно, хотелось бы ему этого, а некоторые и считают себя таковыми. Потому, посещая уроки учителей различных предметов, он стремится вникнуть в сущность происходящих на них педагогических процессов, проанализировать их и на основе этого выдать в готовом виде рекомендации к последующим действиям учителя.

Как к ним относиться учителю? Отвергнуть или принять к исполнению; оценить их объективность и сделать собственные выводы о последующей работе с детьми; задуматься над ними и кое-что осуществить на практике? Эти или подобные им вопросы всегда возникают у каждого учителя после посещения и анализа урока руководителем школы. Происходит это оттого, что учитель - профессионал в области своего предмета - порой более руководителя знает все особенности его преподавания, отношение детей к его деятельности и предмету, тоньше чувствует эмоциональный, волевой и интеллектуальный настрой учащихся на уроке и многое другое. Учитель создал собственную систему педагогического взаимодействия с учащимися и модель управления ею. А потому его оценка функционирования построенной им системы может не совпадать (что чаще всего и бывает на практике) с оценкой руководителя, однажды включившегося в ее изучение и оценивание.

Учет всего этого предопределяет необходимость изменения управленческой позиции руководителя школы в данном вопросе. Суть этого изменения можно было бы определить так: учитель на своем рабочем месте должен быть свободным в своих действиях, нести при этом всю полноту ответственности за их результаты, а руководитель - помочь учителю утвердиться в этом путем его постоянного обучения рефлексии собственных действий и самооцениванию их результатов. Главное в работе руководителя с каждым учителем состоит не в том, чтобы увидеть его деятельность и на основе увиденного выдать готовые рецепты, а в том, чтобы пробудить в каждом педагоге потребность в диагностике собственной деятельности, способность ставить себе необходимый для самосовершенствования педагогический «диагноз», определять пути предупреждения развития педагогических болезней. А для этого необходимо изменить отношение руководителя к учителю и субъектно-объектные отношения заменить на субъектно-субъектные, возложив на педагога всю полноту ответственности за состояние и результаты профессиональной деятельности.

В связи с вышесказанным возникает еще один естественный вопрос: какова роль руководителя в управлении педагогическим процессом? Кто он: генератор или организатор, ориентатор или коммуникатор, исполнитель или...?

Вряд ли кто-то из руководителей современной школы сумеет однозначно ответить на этот вопрос. Чаще всего он не задумывается над этим и, недооценив важность определения собственной роли в коллективе и управлении происходящими в нем процессами, стремится быть во всех ролях без учета своих индивидуальных возможностей. А ведь от этого страдает дело, а точнее те дела, которые планируются и организуются в системе управления педагогическим процессом.

Рассмотрим это на конкретном примере. Готовится педсовет и надо определить состав рабочей группы по его подготовке. Чаще всего в нее вводят директора, его заместителей, руководителей методических объединений учителей и общественных организаций, наиболее активных учителей. Принцип подбора комиссии в этом случае предельно ясен: кто правит бал (управляет в школе) и активен, тот и заказывает музыку (определяет программу действий для других). Но пострадают ли при этом дело и результат его осуществления? Может быть.

Давайте, прежде чем ответить на поставленный вопрос, охарактеризуем само дело - педсовет. Педагогический совет - это орган коллективной разработки программы деятельности педагогов. А потому, главная цель его подготовки и проведения - разработка программы совместной деятельности педагогического коллектива по решению проблем, сдерживающих развитие школы, учителей, учащихся и т.д. Следовательно, в состав рабочей команды по его подготовке необходимо ввести человека, владеющего сущностью проблемы и подходами к ее решению, т.е. эрудита. Но без генератора - человека, способного рождать новые идеи и предлагать программы их воплощения в практике, - вряд ли будут успешно реализованы задачи педсовета. Введение его в команду по подготовке и проведению педагогического совета обеспечит разработку проекта программы разрешения педагогической проблемы, выносимой на обсуждение педагогического коллектива. Дополнение состава комиссии (команды) по подготовке и проведению педсовета критиком, экспертом и совершенствователем обеспечит отбор реальных, практически значимых для коллектива идей и будет способствовать доведению до совершенства, как проекта, так и самой программы - управленческого решения педагогического совета.

Поэтому (возвращаясь к поставленному выше вопросу), хорошо, если всеми перечисленными качествами обладают члены команды по подготовке педсовета при их функциональном (предложенном первым) принципе подбора. А если нет, то эффективность педсовета может быть занижена, принятая им программа - несовершенна.

Таким образом, знание руководителем своих возможных ролей в коллективе обеспечивает грамотный подбора управленческих команд и, в конечном итоге, успех управленческого дела. Но для этого необходимо сориентировать себя на изучение всех возможных ролей людей в коллективе, определение своей роли и характера ее изменения в различных жизненных, управленческих ситуациях, т.е. изменить свои управленческие позиции на отбор, расстановку педкадров и делегирование (передачу) им своих полномочий. Директор - генератор и эрудит в интересах дела, которому он отдает все свои силы, должен дополнить себя энтузиастом, совершенствователем, организатором и исполнителем. А директор - вдохновитель и ориентатор не сможет эффективно управлять школой без генератора, эрудита, совершенствователя и организатора в своей управленческой команде.

Подобных примеров можно привести множество. Главное здесь в изменении подходов к решению этих управленческих проблем, обеспечении структурирования управленческих систем с учетом новых подходов1.

Завершая краткую характеристику существующей в школе системы управления, следует отметить, что далеко не всегда она строится на уважении, доверии и успехе, т.е. тех краеугольных камнях, которые способны обеспечить развитие личности на основе создания комфортных условий для ее созидательной деятельности и самовыражения в ней.

А причина этого проста. Руководитель, не знающий и не уважающий себя как личность, не способен создать для себя и окружающих его людей атмосферу уважения и самоуважения в коллективе. А без этого сейчас не может быть успеха в работе школы. Руководитель, не умеющий управлять учебно-воспитательным процессом в школе на основе доверия своим коллегам и передачи им соответствующих их статусу полномочий, превращается со временем в кустаря-одиночку, не способного объять необъятное, а потому формально исполняющему свои полномочия и тормозящему тем самым движение школьного коллектива к успеху. Но без успеха нет развития, что противоречит потребностям современного развивающегося общества в нашем отечестве. А потому обновлять управление педагогическим процессом и содержание последнего все же придется. Эта потребность порождается как нашим обществом в целом, так и отдельными его личностями, не желающими жить и работать по-старому.

Что характеризует школу сегодня? Какой ей быть завтра? Этими вопросами сейчас озадачен каждый руководитель, стремящийся на основе оценки достигнутого спрогнозировать развитие своей школы и выстроить концепцию управления этим развитием. Научное предвидение в управлении школой сегодня, основывающееся на знании законов общественной жизни, на исследовании объективных связей явлений и событий, закономерно и более всего определяет цели и содержание ее деятельности не только на данный период, но и в перспективе.

Современный руководитель школы стремится учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы учащихся и профессиональные возможности учителей, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им. Однако есть стратегический ориентир, без учета которого школа не сможет стать развивающей и развивающейся. Это неповторимая индивидуальность каждого учащегося и учителя, познание и перевод которой в режим саморазвития - высшая цель всех школьных преобразований педагогического процесса и управления им.

К сожалению, в своей управленческой деятельности руководители школы больше ориентированы на дела, чем на человека, ради которого эти дела намечаются и осуществляются. А потому и учителя больше ориентированы на дела (сампедагогический процесс), чем на личность ученика, его индивидуальное развитие, что не может не отразиться на конечных результатах деятельности школы и удовлетворенности ими. Их педагогическое мышление и управленческая позиция хотя и начинают меняться, но происходит это чрезвычайно медленно.

С чего начать, чтобы эти изменения были более оптимальными и осуществлялись ускоренными темпами? С личности самого руководителя школы и изменения его управленческого мышления. Являясь индивидуальностью, он имеет дело с такими же индивидуальностями, как и он сам. Следовательно, познавая себя как индивидуальность и возможности собственного саморазвития, руководитель школы может изучать окружающих его людей и на этой основе создавать эффективную систему работы с учителями и yчaщимиcя. Дело это психологически сложное, и даже трудное. Но каждый человек, и особенно управляющий другими людьми, должен знать резервы, заложенные в нем, и правильно их использовать. Ведь оценить себя и свои резервы означает сделать первый и самый важный шаг в своем саморазвитии.

Создание собственной концепции управления на основе самодиагностики собственных особенностей как человека и руководителя - это тот второй путь обновления внутришкольного управления, который способен привести руководителя школы к успеху его деятельности и деятельности всего школьного коллектива, а значит, и каждого его члена.

_______________________________________________________________________

1 См.: Лопухина Е.В., Лопатин Г.С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей. М., 1986.

Индивиды (руководитель, педагог, ученик) - единственный источник обновления школы и управления педагогическим процессом в ней. Когда школа подавляет личность, она ставит под угрозу свою способность изменяться. Когда же школа стимулирует самовыражение личности, то она не может не обновляться.

Давайте задумаемся: «Часто ли мы задаем себе такие вопросы, как: кто я? Как воспринимают меня другие? какой я руководитель? какие мои качества ценят окружающие меня люди? какие мои качества они осуждают? комфортно ли со мной как с человеком и руководителем учителям и ученикам? Очевидно, мало кто это делает, а поэтому мы чаще ищем причины многих неудач в работе с окружающими людьми в других.

«Образование, - подчеркивает Лорд Честерфильд в письме к сыну, - приобретается чтением книг, но другое, более важное образование - знание мира - приобретается только чтением людей и изучением различных их изданий»2. Уметь «читать человека, словно книгу»3 (в том числе и себя), и на этой основе строить правильные взаимоотношения с самим собой и с другими необходимо каждому, и тем более руководителю (директору, учителю), на каком бы уровне он не осуществлял управление процессами и участвующими в них людьми. А смогут помочь ему в этом нетрадиционные подходы к работе с людьми, в частности такие, как тренинги, деловые игры, тестирование и др.

Именно они (игры и тренинги) более, чем другие методы работы с людьми, создают ситуацию обязательного самопогружения в себя и свою деятельность, самооценивая себя и своей деятельности, т.е. способствуют рефлексии личности на себя, своих действий и их результатов. Это общее, что объединяет методы работы с людьми. Но в каждом из них есть то специфически неповторимое, что обеспечивает их взаимную дополняемость.

Тренинг - это система специально подобранных упражнений по саморегуляции психофизиологического состояния, тренировке различных психических качеств личности (внимания, памяти, воли и т.д.), отработке способов принятия и переработки информации, осознания различных приемов организации труда и т.п. Большой ценностью такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сделать самооценку себя и своих поступков. Объектом игры является игровая деятельность. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. В ходе игры возможно коллективное разрешение различных психолого-педагогических конфликтов, разрешение педагогических проблем, поиск инноваций и др. Соучастники этих действий, как правило, становятся активными и чрезвычайно заинтересованными исполнителями всех коллективных творческих наработок, полученных в результате игры.

Вот почему замена традиционных педсоветов и других совещаний играми ускоряет инновационные процессы в школе, делает их необратимыми и обеспечивает успех в их реализации - преобразовании личности каждого педагога.

Следовательно, игра и тренинг как одна из разновидностей игр ориентированы на изменение личности, введение ее в процесс динамического саморазвития, т.е. это социально-ориентированные методы. Использование их в системе работы с педагогическими кадрами дает возможность глубже познать каждую личность, уйти от формализма в организации методической службы и строить ее в соответствии с ориентацией на потребности личности в профессиональном и общем интеллектуальном развитии.

Гуманистическая направленность этих методов дает возможность при использовании их в процессе работы с людьми формировать у них и руководителей такие качества, как: эмпатия (способность понимать внутренний мир другого человека), динамизм личности (способность к активному воздействию на другого человека), эмоциональная устойчивость (способность «владеть собой»), профессиональное самосознание, коммуникативность, профессиональная зоркость, педагогическая интуиция.

Категория: Разное | Добавил: wertsad8702 (26 Фев 2011)
Просмотров: 2713 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
18 Май 2024
12:57


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz