Вторник, 18 Июн 2024, 18:38
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Социальная работа и психология
2.1.1 Понятия "проблемная ситуация" и "проблема"
На протяжении своей жизни мы часто сталкиваемся с употреблением слова "проблема" и обычно понимаем под ним либо трудную головоломную задачу, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднении. Например, вы не выполнили домашнее задание и приятель спрашивает: "Что, проблема?". Мы будет использовать термин "проблема" в другом смысле, непривычном и незнакомом многим.
Мы будем различать понятия "проблемная ситуация" и "проблема". Под проблемной ситуацией мы будем понимать конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей, который приводит к появлению проблемы. Этот способ действия связан с предъявлению людьми друг другу противоположных позиций, разных взаимоотрицающих точек зрения на один и тот же предмет, который приводит к появлению проблем. Для того чтобы утверждать, что точки зрения взаимоотрицают друг друга, но предмет этих точек зрения един, нужно провести специальный анализ. Предметом работы будет поиск смысла ситуации, с которой мы сталкиваемся (в данном контексте под "смыслом" подразумевается результат понимания).
Основная особенность ситуации заключается в том, что для построения смысла в ней необходимо "не доверять на слово", признавать существование только знания, по отношению к которому применены процедуры проверки, то есть, фактически, переоткрывать его. Но это не означает, что следует уподобиться упрямцу Фоме из стихотворения:
На улице слякоть и дождик, и град.
"Наденьте калоши!" - ему говорят.
"Неправда, - Фома говорит. – Это ложь".
И прямо по лужам идет без калош.
Необходимо выслушать всех и понимать, что говорит каждый из очевидцев и участников ситуации.
Не менее важно попытаться обрисовать устройство ситуации, это поможет ответить на вопрос: что в самой организации и ситуации вынудило разных ее членов поступать так, а не иначе?
Под "ситуацией" в данном контексте мы понимаем такое внезапно возникшее взаимодействие ее участников, которое являлось для них полной неожиданностью, специально не замысливалось и не планировалось.
Ситуация может быть локальной (например, столкновения во дворе с соседскими ребятами) и глобальная (например, открытие Колумбом Нового Света, хотя он в соответствии со сведениями, распространяемыми венецианцами, готовился отыскать новый путь в Индию.
Главная задача заключается в выстраивании собственной точки зрения на основе обнародования мнения других участников и очевидцев. Деятельность по изучении ситуации должна быть объективной операцией, которая не совпадает с мыслями и мнениями других людей, находящихся в ней, а так же не зависящей от собственной необоснованной убежденности в своей правоте, так как она может затруднить или сделать вовсе невозможности понимание замыслов действующих сторон.
Это не является призывом к формированию враждебности к происходящему в ситуации: планам, действиям, мнениям участников и т. д. Но одна из важнейших предпосылок труда мышления состоит в умении вырабатывать независимые суждения, формировать собственную точку зрения, когда мы просто повторяем мнения, услышанное по радио, телевизору или которое усвоили в разговоре с уважаемым нами человеком, мы используем память. А когда мы поставили перед собою задачу: попытаться выработать собственное суждение, выслушав спектр мнений мы попадаем в предмыслительную ситуацию (ситуацию, где нам, может быть, потребуется мышление).
В условиях плюрализма мнений, которые обрушиваются на нас потоком из различных средств массовой информации, не уметь вырабатывать, а затем отстаивать свою точку зрения небезопасно. Мы либо часто будем попадать впросак, двигаясь по воле волн бесконечного числа и причудливо меняющихся мнений, либо попытаемся изолироваться от конфликтов и противоречий. Но уйти от конфликтов и противоречий - еще не значит разрешить их. Очень часто оказывается, что человек, бегущий от противоречия, просто несет его в себе, в своей душе и не умеет разрешать конфликты, в которые попадает. Поэтому, безусловно, выигрышней научиться вырабатывать собственную точку зрения и не бояться включаться в конфликт различных точек зрения.
Для появления мышления нужно научиться понимать и анализировать предмет противоречий и конфликтов. Процесс понимая – не менее загадочный и мистический, чем процесс мышления. Начиная понимать, казало бы, чужую точку зрения, мы переходим от пассивного воспроизведения чужих взглядов к активному построению собственного представления. Нам нужно научиться решать задачу: исследовать и понимать, в чем состоит предмет противоречия и конфликта, сталкивающихся в разных ситуациях людей, персонажей, позиций, свидетельствовать о противоречивости сталкивающихся сторон.
Под проблемой мы будем понимать способ, который фиксирует проблемную ситуацию в специальных высказываниях и мыслительных конструкциях. Проблема – это способ обнаружения и фиксации отсутствия в мышлении необходимых средств достижения поставленной цели.
Мышление (как и организация и осуществление походов в горы, на рыбалку и планирование продвижения в бизнесе) – практическое и рискованное предприятие, ему необходимо учиться.
Мыслить – значит уметь, быть способным организовать и осуществлять, строить мышление. Для формирования такого умения необходимо, во-первых, иметь возможность постоянно практиковать мышление как размышление и думание в самых разнообразных ситуациях (прежде всего, решая типовые и творческие задачи) и иметь описание процесса мышления, которое можно было бы соотносить с собственным опытом мышления. Описание – особый вид знаний в виде обычных инструкций и предписаний "Делай так, делай так, делай так". Но знание о мышлении не сводится только к конструктивному знанию.
Знание о мышление – такой тип знания, который одновременно содержит в себе систему знаков и маркеров, своеобразную карту, на основе которой размышляющий человек осознает, где он находиться и кто он в данный момент – каков уровень его интеллектуального развития. Таким образом, знание о мышлении – знание, которое одновременно с описанием инструкций, что и как надо делать, содержит выявляющее описание самого мыслящего и его формы движения в процессах мышления.
Знание о мышлении, помимо показывающего знания, знания-наказа, является и знанием-зеркалом, смотрясь в которое человек определяет, кто он есть, а так же программирует и планирует, кем он станет. Типичным знанием-зеркалом являются описания-гороскопы, рассказы гадалки, психологические описания результатов тестов, но в отличии от знания-внушения ("Я буду президентом!", "Я буду звездой!"), то есть "настаивающего" знания, выявляющее знание о мышлении позволяет создать образ и выработать видение о том, как идет процесс мышления: "решение" задачи, размышление по трудному вопросу, понимание дискуссии, в которые разные ее участники имеют не совпадающие мнения.
Построение мышления в проблемной ситуации, отличается от организации мышления в процессе решения задач. Если мышление при решении задач – это регулярное, правильно мышление по задачным правилам, то мышление в проблемной ситуации – это мышление в ситуации катастрофы. Первое, что требуется в ситуации катастрофы, - познать, в чем катастрофа, что в данной ситуации не срабатывает.
Назревает вопрос, как можно учить мышлению на примере ситуаций, которые каждый раз уникальны и в которых нет ничего повторяющего, регулярного, кроме самого состоянии ненормальности – "неработающих" правил, норм и знаний о построении процесса мышления? Но оказывается, что выявление и понимание того, что данная ситуация – ситуация ненормальная, ситуации именно "катастрофы", что в ней не срабатывают заранее заготовленные принципы и правила, а также попытка понять, что в данной ситуации с точки зрения имеющихся принципов и подходов к мышлению неправильно, противоестественно, катастрофично, - все это и означает "мыслить".
То есть, учиться именно мыслить в проблемной ситуации – значит формировать способность выявлять ненормальность ситуации и осуществлять в ней мыслительный ход. Именно в этом заключается помощь социального работника.
Главная задача современной социальной работы - обеспечить человеку независимую жизнь в сообществе так долго, как это возможно и осуществлять надзор за его попытками к независимости такими способами, которые бы служили долгосрочным интересам клиента и сообщества. Центральным принципом социальной работы является то, что ни один человек не должен чувствовать себя униженным вследствие установленного вмешательства, и что независимость клиента должна поощряться.
Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники. Таким образом, сама жизнь диктует необходимость данной профессии.
Анализ литературы (Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Ромм М. В., Ромм Т. А.) позволил сделать вывод о том, что социальная работа в России как общественное явление характеризуется некоторыми особенностями. Первая особенность формирования отечественной модели социальной работы состоит в том, что становление и развитие профессий "социальная работа" и "социальная педагогика" подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период.
Вторую особенность авторы видят в том, что существующий уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи в ходе известных событий был утрачен, и применить его на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы.
Третью особенность авторы органично связывают со второй; так как груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента, изучая, анализируя и адаптируя зарубежный опыт социальной работы.
Основная задача работников социальной сферы заключается в том, чтобы вернуть человеку веру в себя, помочь самому разобраться в проблемах. В этих целях человек должен освоить, например, приёмы самовербализации, образных представлений, аутотренинга. Проблему необходимо, прежде всего, увидеть, так как позиция страуса, прячущего голову во время опасности, приводит к уходу от проблемы и к её обострению. Проблему следует проговорить, а поле, в котором протекает проблемная ситуация, должно быть максимально расширено, с тем, чтобы иметь альтернативы выхода из проблемы и дать её объективный анализ. В процессе работы с клиентом ни в коем случае нельзя переходить на нравоучения, человек должен научиться уходить от самокритики и излишней саморефлексии и видеть в себе и своих действиях позитивное. С точки зрения гуманистической психологии, всё вышеуказанное приводит к восстановлению конгруэнтности (степени различия между сообщением, опытом и осознанием) и уменьшению степени различия между так называемыми самостью и идеальной самостью.
Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом, то и способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, должны зависеть от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Таким образом, можно выделить методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы. Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М.Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть - в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации.
Можно выделить общие элементы, составляющие метод:
1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
2. Изучение и анализ проблемной ситуации;
3. Определение целей и задач совместной работы;
4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
5. Оценка прогресса и результат совместной работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Современные социальные работники достаточно широко используют различные психотерапевтические теории в связи с их практической ориентированностью на помощь клиентам (пользователям) в условиях социальной дезадаптации. Оптимальное решение проблем клиента реализуется в повышении его готовности к переменам, в нахождении внутренних и внешних ресурсов, в изменении мотивации. Сложные ситуации, в которые попадают люди, всегда несут в себе позитивную и негативную функцию. Негативная функция определяет необходимость преодоления трудностей, а позитивная особую открытость к новому опыту. Теория и практика современной психотерапии имеет в арсенале немалое количество средств, которыми может воспользоваться социальный работник, от самой общей информации до конкретных методов действия.

2.1.2 Различие формальной, диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех логик
Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "правильное" мышление – это "мертвое" мышление. Это высказывания, суждения, различные словесные выражения мысли. "Живое", движущееся мышление, которое существует и развертывается в ситуации диалога, полилога и мыслекоммуникации, не возможно описать на основе формальной логики. Это не означает, что логика совсем не нужна и что логики для описания мышления не существует. Существует, но другая, - диалектическая.
Характеризуется она тем, что в соответствии с ее принципами подлинный предмет мышления описывается взаимопротиворечивыми утверждениями: А есть В и одновременно А не есть В.
Один из важнейших принципов диалектической логики утверждает, что законы развития знания определяются выделением подобных двойных высказываний и сведением их в противоречивые пары. И только при выделении подобных противоречивых пар можно говорить о восстановлении истины и правильного взгляда на некий описываемый предмет. Подобные парные высказывания могут быть обнаружены по всему полю содержательных представлений человечества – в каждой дисциплине, в каждой области человеческой практики, в каждом мировоззренческом постулате.
Какое бы предметное утверждение мы ни взяли, для него обязательно найдется парное, его отрицающее.
1. Две параллельные прямые не пересекаются ни в какой точке. – Две параллельные прямые пересекаются в бесконечно удаленной точке.
2. Врать нельзя ни при каких условиях. – Возможна ложь во спасение.
3. Мир познаваем. – Мир непознаваем.
4. В феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция. – Не было никакой революции: были заговор и измена. В феврале 1917 года царь был отстранен от власти в результате заговора.
5. Высшая ценность – человеческая жизнь. Человек не должен лишать себя жизни ни при каких условиях. – Допустима и возможна эвтаназия для неизлечимо больных, умирающих в страшных мучениях.
Антиномии (греч. – "противозаконие, или нарушение закона") коренятся в природе самого мышления.
Противоречия – результат человеческой мыследеятельности. Можно сказать, что процесс формирования подобных взаимоотрицающих высказываний в различных областях науки и практики осуществляется общественно-эволюционно-исторически, т.е. люди его специально не строят, но он происходит. Но, т.к. он происходит, можно открыто определенную закономерность или закон, скрывающийся за данным процессом и искусственно, целенаправленно его использовать.
Для использования нужно разобраться в том, что такое мышление, каковы его механизмы, формы организации и как процесс мышления можно строить в различных областях науки и практики, где отсутствую четко выработанные принципы исследования.
Одна из гипотез была выдвинута российскими философами, логиками, психологами, методологами: мышление имеет деятельностную природу и деятельностные механизмы осуществления. Разработанное ими представление о мышлении как о деятельности означало: мышление можно и нужно целенаправленно строить как деятельность, в мышлении можно ставить цели, создавать инструменты, средства и технологии; необходимо постоянно вырабатывать нормы мышления, создавать его схематические, знаково-символические языки, а также анализировать и описывать процессы употребления знаний о мышлении.
При этом под деятельностью не следует понимать произвольно, искусственно конструируемый механизм. По отношению к мышлению не годится принцип "как построим, так и будет". У мышления есть собственная природа, собственная стихия, в которую нужно суметь войти, чтобы ставить цели, преобразовывать продукт, создавать его (речь идет в данном случае о цивилизованной, культурной, духовной природе, за которой стоит тысячелетняя история жизнедеятельности этнических групп и личностей).
Возникает вопрос: есть ли у мышления, рассматриваемого в форме деятельности, логика. Или она отсутствует, и можно все на любых произвольных основаниях как угодно преобразовывать и строить? Такая логика была разработана и создана в свободных ассоциациях российских философов, логиков, методологов: Московский методологический кружок и Комиссия по проблемам логик и психологии. Названа логика была содержательно-генетической. Содержательной – в оппозицию к формальной.
Основная задача этой логики состоит в том, чтобы описывать процессы употребления и происхождения знаний в мышлении. При этом знание не отождествляется с мышлением. Знание есть воспроизводимая структура мышления, очищенная от всего лишнего специально для задач этого воспроизводства. Содержательная логика во многом была разработана и создана для того, чтобы описывать в мышлении процессы понимания, от которых абстрагируется (которых не описывает) формальная логика, а также учитывать работу процессов сознания, которые опять же не важны для описаний процессов суждения, осуществляемых при помощи языка формальной логики.
Важнейшим представлением, созданным и используемым в содержательно-генетической логике, является идея уровней (или слоев) замещения знаками процессов оперирования с различными мыслительными предметами. Мышление представляется как многослойное образование, где мыслительные слои замыкаются друг на друга. За этой многослойностью мышления стоит разнопозиционная мыследеятельность, где функция каждой из позиций символизирует различные слои мышления и функция ни одной из позиций не тождественна функциям других позиций.
Разнопозиционность внутри мышления означает следующее: мышление по своему происхождению имеет коллективную природу, оно осуществляется и складывается из выполняемых в разных позициях функций деятельности людей. Передача, или взятие мыслительного предмета другой позицией, равносильно его преобразованию и полной переделке. Чтобы понять это обстоятельство, следует рассматривать перенос предмета мышления из слоя в слой, как внесение в слои-среды понимания, имеющего другую смысловую окраску. В этих слоях предмет мышления перекрашивается и изменяет свое назначение.
Мыслительные перемещения и переходы из слоя в слой описываются содержательно-генетической логикой. Мыслительными предметами могут быть и вещи, но чаще всего это – знаки, символы, формулы, словесные выражения. В соответствии с представлениями содержательно-генетической логики мышление – это несущаяся динамическая смысловая стихия, которая движется вокруг устойчивых и структурно определенных слоев замещения и в которой выделяются и становятся предметом анализа и проработки мыслительные предметы.
Мыслительный предмет вычленяется и начинает существовать для сознания в силу того, что точка зрения, соответствующая данному мыслительному предмету (в результате изложения и рассмотрения которой он впервые проявляется), противопоставляется в коммуникации и взаимодействии другой точке зрения. Только наталкиваясь на другую точку зрения, которая отрицает и ломает нашу, мы вдруг начинаем понимать, что нам придется специально разбираться, в чем же состоит наша точка зрения, которой так сопротивляется и отчаянно противостоит наш оппонент.
Содержательно-генетическая логика – это специальный язык описания и анализа, который, прежде всего, нужен в тех ситуациях, где машинообразность и автоматизм мыслительного рассуждения разрушаются и становятся невозможны.
Это логика в ситуации шока, которую использует каждый из участников столкновения для реконструкции и выявления собственной позиции. И этим содержательно-генетическая логика отличается от формальной, предполагающей определенный и обязательный автоматизм рассуждения. Вместе с тем содержательно-генетическая логика, в отличие от логики диалектической, не нацелена на построение двойных взаимоотрицающих утверждений по типу "предмет есть и одновременно не-есть", поскольку с точки зрения содержательно-генетической логики подобные взаимоотрицающие, противоположные утверждения не принадлежат и не могут принадлежать мышления и рассуждению одного лица и одной позиции, одной структуре рассуждения, но они реализуются во многих суждениях многих позиций.
Структура проблемной ситуации, которая задает единицу анализа, построена на описании проблемной ситуации с позиции трех логик: формальной, диалектической и содержательно- генетической. Все человеческое мышление состоит из подобных единичек разного рода.
Каждая из этих позиций имеет, во-первых, собственный язык описания предмета обсуждения проблемной ситуации проблемы, а во-вторых, собственный язык описания представлений другой позиции.
Это значит, что данные позиции обладают пониманием и мышлением, они могут понимать устойчивость чужого мышления, сознания и описывать его, а также могут претендовать на описание самой ситуации, которую можно представить как взаимодействие трех позиций – трех разных логик друг с другом.
Но если проблемная ситуация – это живое многоголосие разных мышлений и позиций, то с тем, чтобы выстраивать собственное понимание и видение данной ситуации, перемещаясь из позиции в позицию, и разобраться с ситуацией, необходимо входить в мышление и сознание каждой из позиций, пытаться заимствовать видение и понимание данной ситуации с разных позиций.
Спорные и до конца не разрешенные вопросы (а жизненно важные вопросы до конца не разрешены и, видимо, постоянно будут пересматриваться) устроены сходным образом и требую соответствующего подхода. Как правило, есть несколько человек, которые придерживаются совершенно разных взглядов и обладают несхожими, взаимоотрицающими пониманиями по некоторому исходному вопросу-пункту.
Чтобы выработать собственную оригинальную точку зрения, придется разобраться и обязательно восстановить разные позиции, определяющие разное отношение к данному вопросу, а также разобраться с тем, как эти разные позиции соотносятся друг с другом.
Ситуация усложняется и тем, что наше понимание - даже совершенно бескорыстное, связанное с искренним стремлением понять данный вопрос – зависит от того, какую позицию мы займем. В спорном неразрешенном вопросе невозможно разобраться, если мы не займем какую-либо определенную позицию. Не существует точки абсолютного наблюдателя, который рассматривает данный вопрос. Каждый раз все будет зависеть от того, какую позицию и, исходя из чего, мы выработали, как мы самоопределились.
Итак, в проблемной ситуации, где всегда представлено несколько разных позиций, находящихся в сложных отношениях друг с другом, необходимо уметь входить в действительность (или сознание) мышления каждой из позиций и представлять, как и что думает человек, находящийся в данной позиции, как и что он думает по поводу других позиций.
Входить в чужое мышление (сознание) можно, во-первых, категориальную структуру данного мышления; во-вторых, цели и средства действия данной позиции; в-третьих, схемы, символы, образный строй данного мышления-сознания.
Эту работу придется проделывать в каждой проблемной ситуации; научиться видеть, как разворачивается мышление.
С точки зрения формальной логики в проблемной ситуации происходит нарушение законов тождества и противоречия. С точки зрения диалектической логики результат проблемной ситуации – продукт единого мышления, фрагмент его понятийной структуры. Сведение в пары взаимоотрицающих суждений впервые позволяет выявить полноценную понятийную структуру. С точки зрения содержательно-генетической логики, в проблемной ситуации мы попадаем в ситуацию "дырки", или сбоя в мышлении. И наличие этой "дырки" обнаруживается за счет отрицания разными мышлениями друг друга.
При этом каждое из сталкивающихся в ситуации мышлений использует суждения и высказывания, которые полностью соответствуют высказываниям формальной логики. Не соответствуют этим законам только оба суждения, принадлежащие двух разным мышлениям, взятые одновременно и рассматриваемы как одно мышление. Каждое из данных мышлений может быть рассмотрено как адекватно описывающее предмет с одной стороны, но в равной степени они являются неадекватными и неистинными в их претензиях полностью исчерпать предмет – каждое собственными описанием.
Таким образом, можно утверждать, что основная оппозиция между формальной и диалектической логикой состоит всего из одного маленького пункта. В формальной логике противоречие принадлежит двум разным мышлениям из разных несводимых друг к другу систем. Диалектическая же логика считает мышление только системой, в которой существует и представлено противоречие. Поэтому противоречие существует как само собой разумеющееся в единственной системе мышления.
Содержательно-генетическую логику интересует переход от нескольких разных систем, противостоящих друг другу мышлений, со взаимоотрицающими друг друга представлениями о предметах, к системе единого мышления, где эти представления взяты как моменты единого представления об объекте. Поэтому про содержательную логику можно сказать языком логики диалектической: противоречие в ней принадлежит двум разным мышлениям и не принадлежит им, поскольку принадлежит единому мышлению.
Содержательную логику, с этой точки зрения, интересует сам процесс перехода к выработке и построению единого целостного взгляда на основе объединения первоначально разъединенных и противопоставленных точек зрения. И если диалектическая логика утверждает, что подобное объединение и синтез происходят эволюционно-историчсески (нет субъекта, который это делает, - это делает общество или даже многие общества на протяжении большого исторического периода), то содержательно-генетическая логика утверждает, что у нее есть технология построения этого перехода – от противостоящих и отрицающих друг друга систем мышления к единому, имеющему синтетическое видение мышлению.
Есть еще одно существенное отличие содержательной логики от диалектической и формальной, связанное с представлением устройства мышления: если для диалектической и формальной логики мышление существует само по себе, то для содержательно-генетической – мышление существует, во-первых, наряду и во взаимодействии с процессами коммуникации и действия, а, во-вторых, в форме чистого мышления (мышления в системе действия). Это имеет самое существенно отношение к технологии проблематизации, которая как раз и возникает из ситуации коммуникативного конфликта и конфликтов принципов действий.
Если ранее цель звучала как удовлетворение потребностей клиентов, то на современном этапе основной целью социальной работы является повышение самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.
Международная ассоциация социальных работников основные цели социальной работы определяет следующим образом:
 содействие людям в раскрытии и применении их способностей,
 увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов за собственную жизнь, принятие самостоятельных решений,
 ликвидация иждивенчества,
 представительство и защита интересов клиентов,
 помощь в кризисных ситуациях,
 создание благоприятных условий для жизнедеятельности.
Современная трактовка теории социальной работы отражается в формулировке целей, предложенных Холостовой Е. И.:
 увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
 создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
 адаптация и реадаптация людей в обществе;
 создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
 достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе. Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.
В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.
Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.
Часть специалистов в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.
Зимняя И. А. связывает границы объекта и предмета теории социальной работы с понятием "социальное взаимодействие". Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой - влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.
Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.
При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.
Современный социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности.
Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального. Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации. Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать своё мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.
Современная психологическая наука связывает активную позицию человека по отношению к внешнему миру с развитием такой интегральной характеристики человека как интернальность. Интернальность представляет собой способность и умение человека брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и контролировать различные аспекты собственной жизнедеятельности. В значимых для себя ситуациях люди в одном случае локализуют контроль на собственной деятельности, а в другом на внешних обстоятельствах. В связи с этим выделяют два противоположных типа личности: с интернальным и экстернальным локусом контроля. Интерналы проявляют большую самостоятельность, слабо поддаются давлению других, способны продуктивно действовать в условиях одиночества, более активны в поисках необходимой информации для выхода из сложной социальной ситуации. Экстерналы проявляют противоположные характеристики. При взаимодействии с другими людьми экстерналы выбирают пассивные социальные роли, стремясь приспособиться к поведению более активных в социальном отношении субъектов. Большинство людей, испытывающих потребности в социальной помощи, являются экстерналами.
Преодоление трудностей социальной жизни и успешная социальная адаптация возможна только на основе интернальной позиции человека. Переход от экстернальной к интернальной позиции обеспечивается за счет формирования волевой регуляции поведения. Под волевой регуляцией понимается намеренная регуляция побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости (внешней или внутренней) и выполняемой человеком по своему решению (В.А. Иванников). Все волевые действия осуществляются на основе осознания и преднамеренности исходя из их необходимости (социально заданной или принятой по собственным мотивам). Такие действия реализуются через дополнительно созданное побуждение к ним. В качестве ведущего механизма волевой регуляции можно использовать изменение смысла деятельности и поведения человека в сложной или экстремальной ситуации, когда требуется максимальная мобилизация сил на преодоление трудностей. Смысл осознается и переживается обычно как значение чего-то для личности, эмоционально переживаемое отношение к чему-то, более или менее ясно осознаваемое. Если изменить или создать дополнительный смысл действия, когда оно выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию, то формирование побуждений к волевому действию будет осуществлено.
Психологоориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях.
Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении. Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи. Психоаналитики считают, что пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности проистекают из конфликта между его собственными желаниями и страхом либо между несовместимыми желаниями. Отсюда, по мнению Хорни, перед пациентом стоят три задачи:
1. Выразить себя как можно полнее и откровеннее.
2. Осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь.
3. Выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром.

2.1.3 Описание технологии проблематизации
Конфликт может происходить непосредственно в ситуации, перед нашими глазами, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов. Проблемная ситуация возникает в ситуации конфликта, противоречия, апории.
Вначале этот конфликт носил коммунальный характер.
Неясно, почему люди ссорятся и отрицают взгляды и представления друг друга: то ли за этим разногласие есть, стоят какие-то содержательные основания, то ли нет. То ли они не принимают точку зрения другого человека, потому что ее не понимают, то ли они ее отрицают исходя из боле серьезных оснований.
Из коммунального конфликта выделяется конфликт содержательный.
Четко выявляются принципы расхождения между позициями участников конфликта. Расхождение принципов признается каждой из сторон. Точно установлено, что представители разных позиций понимаю друг друга. Совершенно очевидно, что причина конфликта не связана с недоразумениями взаимопонимания.
Определяется предмет содержательного конфликта.
Выявляется позиция, которая является третьей по отношению к двум конфликтующим. Из этой позиции определяется тематизм, внутри него развертывается конфликт, выделяется конфликт, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.
Выделение предмета содержательного конфликта одновременно является способом организации позиций, находящихся в конфликте. Появление третьей позиции по отношению к двум находящимся в конфликте обеспечивает понимание конфликтной ситуации в целом и переводит ее в проблемную.
Осуществляется словесная фиксация проблемы.
Эта фиксация традиционно носит форму апории, парадокса, противоречия, антиномии, взаимосогласованной трудности для двух позиций. На основе одной проблемной ситуации может быть создано множество форм фиксации проблемы.
Переход от проблемной ситуации к проблеме осуществляется на основе построения форм фиксации проблемы.
Строится идеализация объекта, объединяющая (конфигурирующая) представления сторон, участвующих в конфликте.
Осуществляется схематизация предмета содержательного конфликта. Коммуникативный конфликт и конфликт как столкновение различных принципов действий переводятся в мышление.
На основе созданной идеализации осуществляется постановка задач и планируется их решение.
Проблема переводится в пакет задач, задачи классифицируются, определяется организационная форма для данного коллектива, обеспечивающая решение задач. Создается план и сетевой график продвижения в процессе решения задач.
Осуществляется оформление процессов постановки проблемы и перевода проблемы в задачи.
Зафиксированная проблема, схема идеализации объекта, пакеты задач, выделенные на основе данной схемы, оформляются в новую тематическую область, раздел предметной дисциплины или новую дисциплину.
Проблема переводится в задачи. Осуществляется планирование процессов решения задач.
В обобщенном виде это можно представить так:
 ситуация конфликта;
 перевод конфликта в проблемную ситуацию;
 постановка проблемы;
 перевод проблемы в другую задачу.
Диагноз проблем клиента носит в основном психосоциальный характер, так как именно в психосоциальном контексте задаются цели социальной работы (отсюда видна значительная роль социально-психологической диагностики, суть и содержание которой в социальной работе отлично от понимания ее в социальной психологии, где она понимается узко). В практике социальной работы она определяется как процесс выявления сути и содержания проблем клиента, их причин в единстве социальных, психологических и собственно социально-психологических компонентов, их составляющих, и постановки диагноза.
Таким образом, психодиагностические методики – один из инструментов работы, помогающий в разрешении проблем личности и межличностных отношений, которыми занимаются социальные работники. Психодиагностика используется в практике здравоохранения, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и прочих социальных службах, т.е. в сферах, так или иначе касающихся социальной работы. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические задачи и методы их применения. Становление и развитие в России социальных служб и социальной работы активно формируют общественный запрос на психосоциальную помощь населению. Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации клиента, при возникновении у него социально-психологического неблагополучия, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.
В отечественной психологии проблемы социального мышления начали интенсивно разрабатываться в научной школе К.А.Абульхановой-Славской и ее сотрудников, которые предложили концепцию и структуру социального мышления.
Согласно К. А. Абульхановой-Славской, социальное мышление личности - это, прежде всего функционирование ее сознания. Причем, в отличие от стереотипного, констатирующего это именно активное, мыслящее сознание. В отличие от социального интеллекта, как образования, сущность которого непременно связывается с отношением людей друг к другу, "социальное мышление есть мышление о социальной действительности, социальных связях, социальных ситуациях и противоречиях, субъектом, которого является личность.
Социальное мышление, являясь процессом, имеет и специфическую структуру, включая ряд процедур:
 проблематизацию, т.е. способность вычленять проблему из "аморфной, противоречивой социальной действительности, способность ее формулировать и решать;
 категоризацию - способность определять социальную действительность не только в системе социально принятых понятий и значений, но и таких обобщений, которые являются новым продуктом индивидуального сознания;
 интерпретацию - способность истолковывать, понимать и объяснять процессы, отношения, существующие в социальной действительности;
 способность к репрезентации - тесно связанную с неосознаваемым слоем индивидуального сознания, в котором представлены общественные ценности, стереотипы.
Личность развивается вместе с изменением общества, поэтому в объективные социальные противоречия, возникающие и разрешающиеся в его развитии, вовлечена и личность, которую нельзя рассматривать саму по себе. Соотношения активности личности и противоречий, с которыми она сталкивается, различны. Одни из них не могут быть разрешены ею даже при высокой степени активности, они разрешаются только общностью людей, или даже обществом в целом. Другие могут быть разрешены любой личностью, третьи - только данной.
Г.Э. Белицкая исследовала содержательные и процессуальные стороны проблемного осмысления социальной действительности личности в зависимости от способа представления в сознании личности ее общественной позиции. Особенности интерпретации как существенной характеристики социального мышления рассматриваются в цикле исследований А.Н. Славской, М.И. Воловиковой, В.В. Знаковым и др. исследуется репрезентация как одна из процедур социального мышления, прежде всего моральные представления личности. Однако понятие социального мышления, вбирая в себя известные характеристики и интеллекта, и ума, и мышления (в его общепсихологических определениях) может быть определено и как способность личности, отвечающая определенной потребности, социальное мышление разных людей имеет разные уровни и развивается в зависимости от самого субъекта и социальных причин, прежде всего связанных с деятельностью.
Уровень социального мышления личности зависит от способа использования ею своих интеллектуальных данных в реальной жизни, от постоянства интеллектуальных занятий, от потребности постоянно мыслить. Оно зависит от отношения личности к социальной действительности, ее жизненной позиции, установок, ценностей, ориентации, определяемых ею. Положительное, активное ценностное отношение к социальной действительности, потребность участия в значимых социальных ситуациях, изменениях способствует осознанию сущности происходящего, постановке проблем и задач.
Проблематизацию социального мышления С.Л Рубинштейн выделил как основную процедуру мышления и познания в целом, состоящую в осознании субъектом противоречий действительности и последующего ее преобразования. Проблемность, как внутренняя сущность проблематизации, возникает там, где есть отношение к субъекту, необходимость перехода от системы объектов к системе познавательной или практической деятельности субъекта. Можно сделать вывод, что, во-первых, проблемность – это неотъемлемая черта познания в целом, она закономерно вытекает из объективного отношения субъекта познания к бытию. Во-вторых, особую острую проблемность для субъекта приобретает ситуация при обнаружении в ней противоречий. Наличие проблемной ситуации, противоречий ее данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их снятие.
Особенности проблемности социального мышления, ее механизмы, типы, определяются уровнем социальной адаптированности личности и выражаются в сочетание параметров, детерминант собственно социального мышления личности, а именно: в типе личностного осознания и типе личностного переживания социальных проблем. Под социальной адаптированностъю понимается результат процесса активного приспособления индивида к изменяющимся условиям и их преобразования с помощью различных средств, особый характер его деятельности по установлению относительно стабильных условий среды. Эта адаптация требует решения повторяющихся, типичных задач путем использования принятых способов социального поведения
Категория: Разное | Добавил: vadik11092 (28 Янв 2012)
Просмотров: 1035 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
18 Июн 2024
18:38


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz