Понедельник, 28 Июл 2025, 06:57
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51667


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

С чего учителю начинать и как достигнуть успеха?
«В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду ?поощрением прежде всего свободы — без нее оно неизбежно погибает».
А.Эйнштейн

Слагаемые творческого мышления

Вначале сделаю одно важное замечание общего плана. Открытые задачи на уроках ТРИЗ — это не самоцель, а часть целостной системы развития творческого потенциала ученика. В эту систему входят следующие элементы триз-педагогики: открытая задача; развитие творческого воображения; преодоление психологической инерции; развитие ассоциативного мышления; развитие системного мышления; теория развития творческой личности; алгоритм решения изобретательских задач.
Эти элементы описаны в книгах: «Творчество как точная наука», «Найти идею» (автор — Г.Альтшуллер); «Интеллектуальное айкидо», А.Камин, Д.Камин, В.Ильченко; «Технология творческого мышления», М.Меерович, Л.Шрагина, М.Альпина; «Творческое воображение», Ю.Эрлих.
Вступив на путь триз-педагогики, вам предстоит обучать детей решению открытых задач, опираясь на все эти элементы, так как все они важны для развития творческой личности.

Выбор курса…

Итак, вы решили попробовать использовать методы триз-педагогики в своей педагогической практике. С чего начать? Все зависит от того, каким объемом учебных часов вы располагаете и какую цель перед собой ставите. Рассмотрим два варианта.

Вариант 1. Предположим, вы ориентируетесь на короткий пробный курс, 8–10 часов. Цель курса может состоять в том, чтобы посмотреть, как дети включаются в творческий процесс, почувствовать свои силы как учителя. Такой вариант подходит, если багаж знаний и опыт невелики. В этом случае сложно говорить о каких-либо серьезных изменениях в творческом мышлении детей, в их мировоззрении.

Вариант 2. Учебный курс на год — 34–36 часов. В качестве целей можно взять: развитие творческого воображения, развитие креативности, развитие дивергентного мышления. Эти параметры могут быть улучшены за учебный год.

В любом случае важно понимать, что учитель, который ведет новый предмет, по сути, проводит педагогический эксперимент. А значит, вам предстоит вести педагогический мониторинг. В мониторинге участвуют дети, обучающиеся по новым методикам — экспериментальная группа, и дети контрольной группы, где такое обучение не ведется. Контроль достигаемых целей проводится посредством специальных методик перед обучением и по завершении учебного процесса. Сравнение результатов по каждой группе позволит вам понять, влияют ли ваши уроки на достижение ваших целей.

Как все сделать легче и лучше?

А теперь перейдем к оргмоментам. Сразу отметим, что на стадии освоения методов триз-педагогики не следует брать классы из разных параллелей, допустим, 5–6-е классы. Это очень трудно для «начинающего» учителя.
Желательно разделить класс на две группы: по 10–15 учеников. В этом случае работать будет не просто легче, в подгруппах работа идет более эффективно. Дело в том, что урок творчества строится на доверительном, личном, тесном общении. Выслушать нужно каждого.
Правда, в первый год мне пришлось работать с полным составом классов. И даже такой режим работы при должной организации обучения дает обнадеживающие результаты.
На предстоящий период обучения вам необходимо подготовить учебную программу или как минимум календарно-тематический план. Он нужен не для отчета?– прежде всего для вас. Начав его разрабатывать, вы оцените кругозор ваших знаний по предмету, почувствуете, каких знаний вам не хватает, и будете восполнять их. Лично я за основу взяла программу по развитию творческого воображения (какую смогла найти) и дополнила ее открытыми задачами и развивающими заданиями.
Материалы для основы курса развития творческого воображения (РТВ) можно найти в интернете, набрав в Яндексе названия текстов: «РТВ — это очень просто!», П.Амнуэль (курс лекций); «Программы школ научно-технического творчества молодежи. Ленинградский политехнический институт имени М.И.Калинина»; «Технология развития творческого мышления», Т.Таратенко; «Задачи из курса РТВ, а также в сборнике программ по ТРИЗ-РТВ Санкт-Петербургской школы ТРИЗ», С.Фаер.

Где брать открытые задачи?

Учителю нужно иметь большой набор задач, чтобы было из чего выбирать с учетом возраста детей, их особенностей, учебного профиля класса, уровня знаний тех или иных учебных предметов.
На начальной стадии вам понадобятся блоки задач: сказочные, исторические, социальные, физические, из жизни животных и растений и другие. Я пользуюсь следующими источниками: «И тут появился изобретатель», Г.Альтов; «Лестница идей», И.Викентьев, И.Кайков; «Задачки — сказки от кота Потряскина», А.Гин; «150 творческих задач для сельской школы», А.Гин, И.Андржеевская; «Интеллектуальное айкидо», А.Камин, Д.Камин, В.Ильченко. А также — материалами интернет-сайтов: www.trizland.ru; http://www.mozgun.ru; http://www.smekalka.pp.ru.

Меняя стереотипы

Создать творческую атмосферу на наших уроках ТРИЗ помогают принципы и правила, которые с самого начала совместной работы проговариваются в классе: учитель и ученик равны между собой; учитель уважает личность каждого ученика; ученик имеет право на ошибку; каждый урок — это совместное восхождение к знаниям и творчеству; учитель воспитывает учеников в первую очередь личным примером.
Эти правила необходимо выполнять реально. Стереотип отношений «учитель–ученик» очень живуч. Ваша главная задача?– изменить этот стереотип, предло­жить другой вариант общения и отношений, в которых комфортно и вам, и детям.
Конечно, это не делается в одночасье. На первых занятиях ученики боятся отвечать. Как правило, отвечают одни и те же дети. Средние и слабые молчат. В целом ребята ведут себя так же, как на основных уроках… Не торопите события. Со временем все начнет меняться.
Есть ученики, которые плохо говорят, не умеют выражать свои мысли. В таких случаях кардинально изменить ситуацию сложно, но к концу второго года обучения и они меняются в лучшую сторону.
Надо быть готовым к тому, что дети будут «въезжать» в ваш предмет несколько месяцев. На этом пути они будут делать важные, порой шокирующие открытия, как это случилось у меня в первый год обучения: наступил момент, когда по моим словам и действиям на уроке дети поняли, что я решаю задачу вместе с ними. Один ученик спросил в лоб: «А вы сами ответ знаете?» Я сказала честно: «Нет». У него округлились глаза, с чувством возмущения он произнес: «Вы же учитель, а с нас тогда что спрашиваете?..» И вам, как и мне, придется раз за разом говорить ребятам, что все знать невозможно; что не знать чего-то не стыдно; что стыдно не учиться; что есть задачи, ответы на которые не знает никто. Но придет время, когда дети начнут спрашивать у вас: «А что у нас сегодня будет на уроке? А где вы берете задачи? Вы придумали задачу сами? Можно я расскажу другое решение?»
Это означает, что ребят заинтересовало то, с чем вы и они приходят в класс.

«Встряска» мозгов

Мы стараемся разнообразить занятия, вводя необычные этапы работы. Скажем, мы придумали с детьми этап «Встряска мозгов». Всегда в начале урока (5–7 минут) проходит решение быстрых, «летучих» творческих задач. Выбирать их учителю надо тщательно, цель этапа — включить всех в работу, расшевелить. Содержание задачи или задания должно быть предельно простым и понятным. Пример № 1. Три черепахи ползут друг за другом. Первая говорит: я ползу, и за мной ползут две. Вторая говорит: я ползу, передо мной одна, позади меня одна. Третья говорит: я ползу, и за мной две. Как такое может быть? Пример № 2. Корова–2, Собака–3, Кукушка–4, Петух–8, Овца–2, Ослик–? Когда решение зайдет в тупик, сообщите, что эта задача дается детям 6–7 лет, поступающим в школу.
Интересные задачи, над которыми ломает голову вся группа и активно вслух их обсуждает, тут же становятся «хитами». Но вы-то понимаете, что другой группе эту задачу давать уже нельзя. Теперь эта задача — отработанный материал. Ее можно применить на другой параллели и через некоторое время.

Задание для всей семьи

Домашнее задание даю всегда, причем такое, чтобы оно выполнялось письменно, в тетради. Замечу, что собирать тетради, проверять их и досконально комментировать — это отдельная большая работа. Нередко бывает, что все хотят прочесть свой вариант домашнего задания. В такой ситуации времени не жалейте и детей не останавливайте. Предлагайте выполнять домашнее задание вместе с родителями. Иногда задачу, с трудом решенную в классе, предлагаю дать родителям порешать. А кто-то начинает приносить задачки из дома: давайте в классе решим. Так мы и делаем. Я-то понимаю, что мы не просто ход урока меняем, а самих себя, причем в лучшую сторону.

«Экстренный» случай

На уроках творчества контакт настолько тесен, что истинные эмоции учителя и настрой скрыть невозможно. Вам придется быть таким, какой вы есть. Иногда в процессе решения ученик кричит: «Стоп! У меня идея! Дайте выйти к доске!» Бывает и так, что задача долго не поддается решению, сидит в голове — и решить невозможно. Однажды утром по дороге в школу мне пришло в голову решение. Радостно сообщаю на уроке: «Ура! Я решила наконец задачу, которую мы не смогли решить месяц назад».
Вот эта задача (первоисточник мне не известен). Когда очень много грузовиков стало останавливаться у одного кафе вдоль шоссе, то блюстители дороги написали: «Остановка только в экстренном случае». Хозяин кафе несет большие убытки. Как ему быть? Решение: немедленно убрать прежнее название кафе и назвать его «Экстренный случай».
Выражение детских лиц описать невозможно — ребята умеют радоваться и ценить красивое решение.

Жизнь не исчерпывается…

Когда я решилась вести уроки ТРИЗ, то не представляла себе объема и глубины предстоящей работы. Работы даже не столько с детьми, сколько прежде всего работы над собой, и работа эта захватывает! Постепенно, так же как и ваши ученики, вы становитесь другим человеком. Атмосфера творчества становится вашим образом жизни. И вы, и ваши ученики начнете по-новому относиться к проблемам, к себе, к другим людям. У вас появится физически ощутимая уверенность в собственных силах и способностях. И вы точно знаете: «…жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае». Ради этого стоит жить и работать. Вы согласны?
Категория: Разное | Добавил: Dragonwer (10 Фев 2012)
Просмотров: 658 | Рейтинг: 1.0/ 6 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
28 Июл 2025
06:57


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz