Четверг, 09 Май 2024, 00:17
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
Роль игр в усилении познавательного процесса на уроках истории и во внеурочное время.
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
А.М. Горький
Игровая деятельность в обучении.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история...
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является древнейшей формой передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ и позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра, » - писал А. С. Макаренко. Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организации формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих соображений удобства, порядка целесообразности.
Игра повышает мотивацию, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Увлекшись решением учебных задач, дети не замечают, что продолжается познание. Они запоминают новое, развивают фантазию, вспоминают изученный материал, применяют его в необычных ситуациях. В игры ученики могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний, и многое другое. Но самое важное, что не по необходимости, а по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу соревнования, заставляющего школьникам не просто механически запоминать известное, но и мобилизовывать свои знания, думать, сопоставлять, оценивать.
Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение, и поэтому является более надежным способом усвоения и применения знаний. Все игры своего детства, в отличие от усвоенных знаний, мы помним всю жизнь.
Игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Дидактические задачи имеют широкий диапазон и постепенное возрастание сложности задач позволяет детям решать их самостоятельно, развивать свои творческие способности.
Таким образом, игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. развлекательную, нацеленную на создание благоприятной атмосферы сотрудничества, связанной с получением удовольствия и положительных эмоций;
2. обучающую, нацеленную на расширение кругозора, развитие логических и аналитических способностей;
3. коммуникативную, предполагающую установление эмоциональных контактов, объединяющую детей в мини-коллективы;
4. развивающую, способствующую развитию воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;
5. релаксационную, ориентированную на снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Игры при изучении нового материала на уроках истории.
Изучение нового материала – наиболее важная часть процесса обучения, состоит из двух этапов: подготовки к изучению нового материала и собственного изучения нового материала.
Организация изучения нового материала на уроке достигается:
- посредством устного изложения материала;
- посредством работы с печатным текстом;
- в процессе работы с наглядностью;
- в ходе практической работы учащихся.
Устное изложение исторического материала реализуется посредством таких приёмов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение.
Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: «Три предложения», «Из уст в уста», «Древо познания», «Земский собор» и др.
В игре «Древо познания» учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него.
При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.
Примером могут быть следующие игры: «Живая картина», «Экскурсия», «Реставрация».
Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.
Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определённое время готовит содержание «экскурсии» о данном экспонате, но для разных групп экскурсантов:
первая группа – для детей старшей группы детского сада;
вторая группа – для школьников 5-го класса;
третья группа – для студентов вуза;
четвертая группа – для иностранных туристов.
После отведённого на подготовку времени (10 минут), от каждой группы выделяется представитель, который «проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната, а три – четыре человека из его группы играют роль экскурсантов.
Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже – целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.
Игра и практическая работа соединяются в игре «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 4 группы. Учащиеся получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами и актёрами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами. Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Например, по теме «Движение декабристов» задания могут выглядеть следующим образом:
• создание мини-видеофильма (спектакля) – комментария по теме;
• создание исторического альманаха;
• создание исторической карты;
• написание сообщения о восстании, предназначавшегося для воображаемого помещения в газеты и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года иностранным государствам).
Желательно, чтобы темы этих четырёх заданий для 4 групп относились к разным историческим периодам декабристского движения.
Работа заканчивается презентацией проектов четырьмя группами.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение.
К дидактическим играм на закрепление, повторение и обобщение исторического материала относятся:
1. игры с правилами, они делятся на словесно-логические и игры – головоломки,
2. ролевые,
3. комплексные игры
Словесно – логические – это игры, в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста.
К этим играм школьников привлекает не только возможность выигрыша, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Примерами словесно-логических игр могут быть игры: «Аукцион», «Снежный ком», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Исторический портрет», «Кто хочет стать миллионером », «Реставрация», «Историческая азбука», «Отгадай героя», «Отгадай термин», «Продолжи рассказ», «Ассоциации», «Рекламный плакат» и т. д.
В игре «Ассоциации» может принимать участие, как весь класс, так и один человек. Ведущий называет какого-либо героя (или исторический термин). Например, Екатерина II. Учащиеся класса должны назвать, с чем или с кем ассоциируется у них этот герой. Екатерина II может ассоциироваться с Потемкиным, с Вольтером, с пугачевщиной, с русско-турецкими войнами, с разделами Польши, но могут быть ассоциации и не совсем понятные. Воображение у всех детей разное, и поэтому некоторые ассоциации могут быть далёкими от истории. В этом случае лучше не заострять на них внимание.
Большой интерес вызывает у учащихся «Своя игра», аналог телевизионной игры. В ее проведении игровые технологии соединяются с ИКТ (информационно-компьютерными технологиями). Например, на уроке повторения по теме «Древний Египет» вопросы игры составлены по семи категориям: Лента времени. Нил-дар Египта. Жизнь египтян. Военные походы. Архитектура. Письменность, религия. Египет и Петербург. В каждой категории по пять вопросов, оцененных в 10, 20, 30, 40 и 50 баллов в зависимости от сложности, т.е. 35 вопросов. Игра представлена на презентации из 36 слайдов.
В игре «Снежный ком» дается тема или имя исторического деятеля, например, Александр Невский. Участник называет первое слово и добавляет свое слово или словосочетание по теме. Каждый последующий повторяет все сказанное до него и называет свое. Например, Александр Невский, талантливый полководец, русский князь, Ледовое побоище, рыцарь, Чудское озеро, 1242 год и т.д. Тот, кто ошибся или долго думал, выходит из игры. Побеждает оставшийся последним.
Во время проведения игры «Исторический портрет», учащиеся получают словесные портреты исторических личностей и угадывают их. Например, словесный портрет М. В. Ломоносова может выглядеть так:
• родился на Севере в семье помора,
• в 19 лет уехал с обозом рыбы в Москву,
• окончил Славяно-греко-латинскую Академию, затем Петербургский университет,
• сделал ряд открытий в различных областях науки,
• физик, химик, поэт, историк, художник,
• заложил основы современного русского языка,
• возродил искусство мозаики,
• основал Московский университет.
Игра позволяет учителю увидеть некоторые индивидуальные особенности учащихся, а это может помочь в дальнейшем дифференцировать задания. Кроме того, проводя посредством игры работу по закреплению или повторению пройденного материала, учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо внимания учащихся. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания.
Игры – головоломки – это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания.
Побуждает школьников к этим играм стремление проявить смекалку, ловкость в умственной деятельности. К играм – головоломкам относятся такие как: «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие.
Подробнее рассмотрим игру «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова, маршруты Колумба, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Допустим, современный историк решил пройти тем же путём, каким когда-то шёл исследуемый им герой. По каким географическим пунктам ему надо следовать теперь?
Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания географической (исторической) карты.
В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты – на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер.
Именно новая позиция, в которую становится ребёнок (занять её он может благодаря тому, что воображает себя кем-то иным), создаёт привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица. У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане. Плохо подготовленная ролевая игра, когда ученики слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане. Этим ролевая игра отличается от игры с правилами – последняя, после того, как её несложные правила усвоены учащимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре.
Комплексные игры включают в себя элементы, как ролевых игр, так и игр с правилами. К ролевым и комплексным играм относятся такие игры, как: «Музей», «Выборы», «Путешествие в прошлое», «Интервью с историческим героем», «Светский салон», «Урок-суд» и так далее.
Подробнее можно рассмотреть игру «Интервью с историческими героями». Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например: Александр Невский, Дмитрий Донской, Пётр I, Александр Васильевич Суворов, Степан Разин и другие, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой – журналист, а также весь класс, если речь пойдёт о пресс-конференции.
«Исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, готовит костюм, соответствующий эпохе, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы.
Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).
Игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
- для успешного преподавания истории необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;
- подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность;
- важная задача учителя – обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
- одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;
- существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний;
- в целях качественного преподавания истории учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету;
- важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов у учащихся в процессе учебной деятельности;
- привлечение на уроках современного материала является средством достижения сознательного отношения учащихся к учению, которое придаёт обучению актуальность;
- на основе рассмотренного материала я считаю, что огромное влияние на учебный процесс оказывает такая форма активизации познавательной деятельности, как игра. Учитель, усвоив содержание предложенных методов, может творчески подойти к реализации задач учебного процесса.
Свою работу мне хочется закончить словами Платона: “Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно. Поэтому не насильственно преподавай детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен»…
Литература.
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 1984.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы. - М.: Просвещение, 1982. 192 с.
3. Бондаревский В..Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.- 160 с.
5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. - М.: Просвещение, 1988. -256 с.
6. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5-8 классы). - М.: Просвещение, 1992. - 287 с.
7. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.- с. 41-42.
8. Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 240 с.
9. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.— М., 1990. – 162 с.
10. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
11. Озерский И. 3. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989. -208 с.
12. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
13. Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в учебном процессе. // Преподавание истории в школе, 2003, № 9, с. 44.
Интернет-источники.
http://www.portal-slovo.ru/history/35704.php?ELEMENT_ID=35704&PAGEN_2=4
http://www.sgls.ru/kon/kon2.htm
Категория: Разное | Добавил: wertsad8702 (26 Фев 2011)
Просмотров: 1807 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
09 Май 2024
00:17


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz