Преемственность в проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной и основной школы»
Троицкая Е.И., заслуженный учитель РФ, учитель информатики школы №656 им.А.С.Макаренко
«Преемственность в проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной и основной школы»
В современных условиях приобретает значимость умения выпускников общеобразовательных школ разбираться в разнообразном информационном потоке и технологиях. Существенным влиянием развития у учащихся умения сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии является применение персональных компьютеров в практических целях. Выполнить эту задачу призваны предметы Московского базисного учебного плана: «Информатика» и образовательная область «Технология» по направлению «Информационная технология».
В настоящее время наиболее популярным и перспективным методом обучения является проектная деятельность, позволяющая обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся. Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового общения в группе, развить инициативу учащегося.
В учебный мультимедийный проект могут входить рисунки, аудио- и видеозаписи, различные тексты, т.е. разные виды информации, для обработки которых необходимо научиться работать с новыми программными продуктами. Для успешной реализации проекта, необходимо обратить внимание на выбор темы и на цели, которые решаются учащимися самостоятельно. Если тема проекта интересна и в дальнейшем разработанный проект будет использован на уроках, т.е. найдет свое практическое применении, то учащиеся будут работать над проектом с большей отдачей.
Разработку мультимедийного проекта можно разбить на следующие этапы:
1. Планирование работы над проектом:
- выбор темы проекта,
- уточнение задач и конечной цели.
2. Проведение поисково-исследовательской работы по данной теме и ее обобщение.
3. Разработка сценария.
4. Подготовка материала и его оформление.
5. Выполнение проекта. 6. Защита проекта.
В нашей школе метод проектов используется на протяжении 8 лет, он позволяет не только повысить интерес у учащихся к изучению предмета, но и используется как метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся. Наиболее интересные проекты, школьники старших классов демонстрируют и защищают на неделе информатики перед младшими, тем самым, передавая свой опыт младшим и подготавливая их для создания и разработки своих собственных проектов. Наши проекты занимали призовые места на окружных и городских олимпиадах, а совместный проект «Благоустройство школьной территории», разработанный учениками 11 класса с учениками 3 класса занял 2 место в округе и был представлен председателю Московского комитета образования Кезиной Любовь Петровне.
Проектной деятельностью увлечены сейчас не только ученики старшей и средней школы, но и ученики начальной школы. Разнообразны и интересны темы проектов.
Первые проекты такие как «Новогодняя открытка» или «Моя любимая сказка» очень просты и индивидуальны, здесь учащиеся начальной школы приобретают свой первый опыт от постановки задачи до самостоятельной ее реализации. Для создания наиболее сложных проектов используется работа в группах, позволяющая наиболее глубоко и разносторонне работать над проектом и положительно влияющая на качество выполнения проекта. Разнообразные и интересные темы проектов по учебным предметам: «Древний город», «Животный и растительный мир», «Русские народные сказки», «Русский язык», «Математика» никого не оставляют равнодушными и заставляют работать над проектом самостоятельно и увлеченно с полной отдачей творческих сил и заниматься поиском и обработкой новой информации. В основу большинства проектов положены идеи о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат по таким предметам как «Русский язык», «Математика», «Естествознание», «Литература», «Москвоведение», благодаря решению практически задач интересных и нужных на данный момент. Законченные работы можно будет не только увидеть, но и использовать в дальнейшем на уроках, а учащиеся, получив и осознав результат первого опыта своей самостоятельной деятельности будут подготовлены для решения наиболее значимых исследовательских задач взятых их жизни в старшей школе.
Выполнение учебных проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру, прогрессу и способных применить в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.