Воскресенье, 19 Май 2024, 23:15
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

О некоторых аспектах преподавания экологии
О некоторых аспектах преподавания экологииВ начале рыночных реформ в России государство на некоторое время выпустило из рук стратегическое управление экологической сферой. Тогда взаимоотношение общества и природы вступили в опасную фазу, при которой удовлетворение жизненных потребностей людей путем экспансии на природу вызывает в ней изменения, которые начинают угрожать существованию самого человека. Экологически опасные воздействия человека на природу вызваны хозяйственной деятельностью, подчиняющейся государственному регулированию и влиянию со стороны общественности. В частности, недостаточным уровнем экологического образования общественности. В настоящее время одним из стратегических направлений образования стало повсеместное внедрение экологических основ в образовательный процесс.Система современного образования Российской Федерации включает следующие требования: студент должен знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов. Студент должен иметь представление о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; о самоорганизации в живой и неживой природе; об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем; о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека; о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования; о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры. Студент должен уметь - разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности (выдержка из государственного стандарта РФ высшего образования по специальности "Менеджмент организации", 2000 год).Таким образом, преподаватель должен подготовить студента к будущей профессии с учетом вышеперечисленных требований государственного стандарта. Проблемой, однако, является то, что учет индивидуальности студента также является важным элементом образовательного процесса. В частности, мотивация учиться, изучать предмет экологии. Будущие менеджеры-экологи, например, имеют бОльшую мотивацию, чем студенты, деятельности которых в будущем не будет связана с экологией. Актуальность проблемы в том, что практически каждая профессия связана с необходимостью знать основы охраны окружающей среды, каждый человек независимо от уровня и специфики образования в современном мире должен быть экологически грамотным, однако не каждый человек понимает всю важность бережного отношения к природе. Одним из главных источников получения экологической информации является телевидение. Каналы и передачи о живой природе - наиболее распространенный источник информации, который назвали студенты в начале прохождения курса по экологии (для сравнения: после окончания обучения список познаний студентов в сфере экологических СМИ расширяется).Исходя из вышеизложенного следует предложить следующее:- при чтении лекций уделять внимание научным и околонаучным экологическим "сюжетам": например, лекцию по истории развития экологии можно представить следующим образом: "...на данном этапе экология формируется в рамках зоологии и ботаники (далее - без записи в тетради, устно).Так, в будущем, благодаря этим наукам мы узнали, что все белые медвели - левши, черноморские окуни в основном девочки, но к пяти годам радикально меняют свой пол, и т.д."; "...ученый изучил особенность живых организмов приспосабливаться к условиям окружающей среды. Далее - без записи в тетради: например, цвет могут менять не только хамелеоны. Крокодилы также меняют цвет в зависимости от температуры окружающей среды. Когда крокодилу холодно, его кожа темного, почти черного, цвета. Такой цвет лучше всего поглощает тепло. Днем, когда солнце нагрело хищника, его кожа светлеет до светло-песочной. Лучше всего меняют цвет кайманы".Студенты с интересом слушают примеры из жизни животных, запоминая их, потому что им это интересно. Автоматически происходит запоминание основной информации. К зачету или экзамену студенты готовятся быстрее и лучше, чем те, кто записывал лекции без интересных для них примеров;- при чтении лекций и проведении семинарских занятий рассказывать об экологических катастрофах в мире. Если первом случае студенты лучше запоминают фундаментальные основы экологии, то в данном случае им легче даются прикладные основы, формирующие практическую деятельность. При этом нужно рассчитывать масштаб прикладных действий: предлагаемые действия по охране окружающей среды должны быть реально выполнимыми студентами, иначе может последовать негативная, демотивирующая реакция: "я все равно не в силах помочь природе, масштабы проблемы слишком велики для меня".- важным представляется развивать креативные способности в пределах места проживания студента. На многих занятиях преподаватели предлагают обсудить волнующую экологическую проблему и предложить свой способ ее решения. Представляется более актуальным сузить масштаб проблемы до места проживания студента, например, окружающей среды около его дома. В этом случае студент не только в наибольшей степени будет знаком со всеми нюансами проблемы, но и сможет подкрепить свои решения практическими действиями. Результаты таких проектов остаются не только в тетради. Многие начинают участвовать в деятельности экологических дружин, связываются со специалистами-экологами, получают дополнительные стимулы для экологического самопросвещения.
Вышеперечисленные моменты касались студентов, которые проходят экологию как неосновной предмет, то есть были взяты студенты не биологического или экологического факультетов, а студенты гуманитарных факультетов - менеджеры, экономисты. Экология, как правило, преподается для них один - два семестра и конечной формой контроля является зачет. Тем не менее вопрос воспитания специалиста, знакомого с основами экологического образования, экологической культуры, остается актуальным.

Источник: http://www.portalus.ru/

Категория: Разное | Добавил: wertsad8702 (26 Фев 2011)
Просмотров: 831 | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
19 Май 2024
23:15


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz