Четверг, 25 Апр 2024, 21:55
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Мыслители Др.Греции и Др.Рима о власти, политике, праве (Платон, Аристотель, Цицерон)
10. Мыслители Др.Греции и Др.Рима о власти, политике, праве (Платон, Аристотель, Цицерон)
Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля.
Платон (427- 347гг. до н.э.)
Главные произведения – «Государство», «Политик» и «Законы».
По его мнению общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, отнюдь не предполагают равенства, наоборот, Платон- сторонник сословности и жесткой социальной иерархии. И здесь он исходит из принципа разделения труда. В государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители- философы, яростному началу- воины, вожделеющему- земледельцы и ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Сословия не только не равны, но и наследственны и замкнуты. Платон видит корень общественных противоречий и конфликтов в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина думать прежде всего о своих личных интересах. Конструируя в диалоге "Государство” идеальное общественное устройство, Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т.е. первых двух сословий.
В идеальном государстве правит сословие философов. Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней два подвида: если среди правителей выделяются кто-то один - это царская власть, если же несколько человек- это аристократия.
Суждения философов Платон ставит выше законов, полагая, что не будучи связанными ими, они лучше найдут справедливое решение в каждом случае. Утрата нравственного совершенства вела к появлению неправильных видов правления. Сначала возникает тимократия (от доблести), вместо разумного начала господствует ярость, вместо философов - воины. Возникает частная собственность, свободных людей обращают в рабов (Спарта). Его главное бедствие - бесконечные войны.
Завоевания увеличивают богатства частных лиц, богачи стремятся к власти и устанавливают имущественный ценз для занятия должностей. Это- олигархия. При аристократии принцип власти - достоинство, при олигархии- деньги. Усиливается раскол богатых и бедных. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением. Главный недостаток демократии- уравнение людей разного достоинства, некомпетентность, капризность, воля случая. И, наконец, воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран. Тирания, по Платону,- худшая из форм правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников.
В "Законах” Платон рисует менее совершенное политическое устройство. Признав, что идеал, изложенный в "Государстве” не осуществим, он идет на компромисс. Основные отличия диалога "Законы” от "Государства” таковы:
Во-первых, Всем гражданам разрешается иметь семьи и участки земли с домами в частной собственности. Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабского труда. Политически рабы полностью бесправны. В-четвертых, форму второго по совершенству государства Платон характеризует как смешение принципов демократии и монархии. Во главе его находятся 37правителей, избираемые путем многоступенчатых выборов. Правители наделены широкими полномочиями, но связаны законами и оберегают их.
Аристотель
Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах "Политика”, "Этика”, а также в "Афинская полития”..
Политика определяется как наука о высшем благе человека и государства. Цель политики- счастье, благосостояние человека и государства.
Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Смысл этого заключается в том, что человек не может жить один, он нуждается в контакте с себе подобными, в общении с ними. Есть несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении к общению. 1 – семья, 2 - большая (расширенная) семья- несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. 3 - деревня или селение. 4 - государство (полис), высшая форма человеческого общежития. Все большее значение приобретает разделение труда. Оно-то и дает выигрыш. Цель государства- благо людей.
"Государство - это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Под людьми подразумеваются только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он не считал за людей. Рабовладение представлялось естественным и неизбежным. Рабство установлено для пользы как господина, так и раба, это разумное сочетание ума и физической силы. Частная собственность - это добродетельное начало, стимул к труду.
Общая собственность, наоборот, противоестественна. Общий интерес - ничейный интерес.
Главную загадку политической теории Аристотель видел в том, что бы отыскать совершенное государственное устройство.
В основу его классификации были положены два принципа: количественный - кто правит, и качественный - в чьих интересах осуществляется правление. Отсюда Аристотелем были выделены три правильные формы: монархию, аристократию и политию; к неправильным, извращающим смысл и назначение первых, - тиранию, олигархию и демократию.
Монархия связана с правлением одного, имеющего в виду общее благо; тирания- это правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия- правление немногих, лучших граждан, осуществляемое в интересах всех членов общества; Олигархия- правление немногих, как правило богатых граждан, преследующих свои корыстные цели. Полития- власть многих, в основном представителей среднего слоя, в интересах достижения общего блага; Демократия- правление многих неимущих граждан, заботящихся о собственной выгоде.
Политические симпатии Аристотеля на стороне политии, смешанной форме государства, возникающей из сочетания демократии и олигархии. Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только обеспечить самостоятельность семьи, но и ослабить противоречие между богатством и бедностью. Социальной опорой в Политии выступает собственник земли. Гражданами признаются только лица со средним достатком. Свободные граждане идеального государства не занимаются физическим трудом (земледелие, ремесло, торговля). Их удел воинские и управленческие занятия. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов.
Территория идеального государства должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан умеренное, чтобы знали друг друга. Наилучшие условия для идеального государства создает умеренный климат Эллады.
Для Аристотеля главная цель идеального государства состоит в достижении всеобщего блага и справедливости. Аристотель выделяет два вид справедливости: Уравнивающая справедливость- каждому одинаково (основана на равенстве), распределяющая предполагает неравенство, т.к. каждый получает в зависимости от его достоинств и личного вклада для пользы общества.
ПРАВО- это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Важнейший признак закона- его принудительная сила. Право, по Аристотелю, тождественно справедливости. Цель права, как и государства, общее благо, а оно, конечно, ассоциируется со справедливостью.
Аристотель выделил в праве несколько пластов. Он говорит о естественном праве, т.е. о нормах, установленных людьми в форме законов и соглашений. При этом он различает писаные и неписаные законы и обычаи. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Аристотель-сторонник стабильности права. С его точки зрения, закон может быть справедливым и несправедливым. Тем не менее, даже несправедливый закон имеет обязательную силу- иначе в обществе не будет порядка.
Марк Туллий Цицерон (106- 43гг. до н.э.) вслед за Аристотелем отстаивает идею о естественном божественно-природном происхождении общества и государства.
Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Естественные причины возникновения государства, во-первых, в стремлении людей к осуществлению общего интереса; во-вторых, в необходимости охраны собственности.
Цицерон стоит у истоков той юридической мысли, которая впоследствии имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи "правового государства”.
Среди задач государства Цицерон обращал внимание на такие, как:
• сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;
• поддержание должного порядка;
• управление присоединенными к государству территориями;
• обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей;
Цицерон предложил аристократическую трактовку классификации форм государственного правления на правильные и "извращенные”. Рассуждая о простых правильных формах государственного правления (царская власть- монархия; власть оптиматов- аристократия и власть народа- демократия), он видел положительные моменты их в том, что "благоговением своим нас привлекают цари, мудростью- оптиматы, свободой- народы”. Однако каждая из этих форм имеет и свои отрицательные стороны. Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых и знатных, превращаясь тем самым в олигархию. Полновластие народа приводит к "безумию и произволу толпы” и приобретает форму охлократии.
Предотвратить вырождение и цикличную замену одной простой формы другой, по убеждению Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государственного правления. В смешанной форме государственного правления желательно, чтобы было "нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа”. Каждая из трех простых форм в смешанной должны дополнять друг друга.
Цицерон подразделяет право на позитивное и естественное. Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех.
Под естественным правом он понимал:
• не вредить другим, если не будешь спровоцирован несправедливостью;
• не нарушай чужую собственность. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной - как личной.
Позитивные законы должны соответствовать справедливости.
Вслед за Платоном, Цицерон уделяет внимание преамбуле законов, стремлению убеждать, а не принуждать силой и угрозой. Сформулировал важный правовой принцип: "Под действие закона должны попадать все”. И государство - это общий для всех правопорядок.
Категория: Разное | Добавил: Мега (25 Сен 2012)
Просмотров: 3092 | Комментарии: 1 | Теги: Цицерон), праве, Др.Рима, политике, Аристотель, Мыслители, власти, Др.Греции, (Платон | Рейтинг: 1.0/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
21:55


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz