Суббота, 18 Май 2024, 15:51
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Марина Пинская: «Портфолио было задумано как инструмент собственного развития учителя»
Марина Пинская: «Портфолио было задумано как инструмент собственного развития учителя»О первоначальном смысле и назначении этой формы работы, которая пока чаще всего вызывает лишь раздражение, рассказывает ведущий научный сотрудник Института развития образования ГУ-ВШЭ Марина ПИНСКАЯ

Количество бумаг, производимых школой, поражает воображение. Инструкции, приказы, планы, отчеты, сводки… И нет им конца, а в последнее время прибавилось еще требование завести портфолио. Учителя, обреченно вздохнув, пошли выполнять. Между тем портфолио используется во многих развитых странах и воспринимается там педагогами и учениками не как досадная и бессмысленная дополнительная нагрузка, а как ресурс для собственного развития. Попробуем понять, какой смысл вкладывали изобретатели портфолио в него изначально...

– Почему так плохо приживается портфолио в российском образовании?

– Наверное потому, что у нас распространена контролирующая, а не поддерживающая система. И любой анализ результатов работы учителя и школы сводится к тому, сколько они могут получить кнута или пряника. Хотя и то и другое может и не случиться. А ведь изначально эта форма была задумана как инструмент для собственного развития: чтобы оценить пройденный путь и наметить дальнейшее продвижение. Во время недавней поездки в Великобританию мы побывали в одной из школ Уэльса и разговаривали с одиннадцатилетним мальчиком, который демонстрировал свое портфолио: «Вот мои результаты в области группового взаимодействия, а это физическое развитие, тут у меня сильное продвижение…» И так он рассказал про все направления своего образования, причем на вопрос о подтверждении того или иного результата показывал работы, фотографии и видео тех событий, в которых участвовал. А у нас, к сожалению, нет ценности развития, главным стимулом к движению становится внешний контроль, под который приходится подстраиваться. Вот и выродилось портфолио в еще один отчет. – А как может выглядеть осмысленное рабочее портфолио, например, учителя?

– Сначала педагог намечает цели своего продвижения на определенный период времени. У американцев это три года. Предположим, он хочет сделать свое взаимодействие с учениками более ориентированным на интересы ребенка, более детоцентричным. Для достижения этого продумывает задачи и этапы работы. К примеру, освоить интерактивные формы взаимодействия, групповую работу, дифференцированный подход к каждому ребенку в зависимости от его способностей и склада характера…

Теперь нужно спланировать, как учитель будет двигаться в этом направлении: какие курсы ему нужно будет пройти, на каком сайте есть подобная информация, кто из коллег может помочь. И по поводу каждого ресурса учитель планирует, когда он будет с ним работать. А потом, по мере продвижения, он отмечает, что сделано, как получилось, какие тупики и новые возможности открылись. – То есть это открытый план развития?

– Открытый. Но чтобы педагога не заносило в сторону постоянного изменения первоначального направления, у него есть куратор, с которым он обсуждает свое продвижение время от времени. Не говоря уже о том, что существует и стратегия развития школы в целом. И учитель, например тот самый, который осваивает детоцентричные способы работы, планируя направление собственного развития, должен будет с помощью куратора и директора соотнести его с движением школы, которая работает, к примеру, над формами оценивания. Тогда он в свое портфолио вносит направления, совмещающие обе задачи.

– Насколько структура портфолио должна быть унифицирована? Можно ли составлять его в свободной форме?

– Только внутри оговоренной структуры, которая открыто обсуждается, например, на уровне школы, а потом становится обязательной для всех педагогов, работающих в ней. На этапе обсуждения каждый может вносить и отстаивать свои предложения. А после принятия общего решения должен соблюдать его. Это нормальная практика гражданского общества.

– Судя по схеме – планирование и описание результата – очень похоже на то, что мы все хорошо знаем еще с советских времен: в августе пишешь план на год, а в конце учебного года отчитываешься по нему. Планируешь формирование чего-нибудь очень полезного, а потом пишешь, какие мероприятия проведены. В чем же разница?

– При перечислении мероприятий нет картины процесса, фотографий, видео. Простое перечисление превращает всю затею в формальный отчет. Допустим, провели игру или праздник. И как это было? Ради галочки или по-настоящему?

– Помимо автора, анализирующего собственное развитие, кому нужны портфолио?

– Ученические – учителю, чтобы видеть не только количественные показатели успеваемости, но и процесс развития детей. Учительские – школе, чтобы оценить пройденное и наметить перспективы. Портфолио выпускников – институтам, чтобы оценить уровень абитуриентов. Это, конечно, более долгий и затратный способ отбора по сравнению с тестами. Но практика западных вузов показывает, что эти затраты оправданны. – На западе это инструмент оценивания работы учителя?

– До некоторой степени. Помимо портфолио есть критерии, определяющие уровень мастерства.

– Есть ли соблазн, достигнув высшей степени, остановиться? Зачем мне планировать продвижение, если я по всем показателям мастер? – На западе такой ситуации быть не может, чтобы на дверях класса висела табличка: «Мс. Учительница, 3 года до пенсии, не беспокоить». Там, как мы уже говорили вначале, у всех есть ценность развития. Достиг мастерства в преподавании – становишься наставником или куратором для молодых коллег. И начинаешь двигаться в этом направлении.

– Так может быть, вводя и насаждая эту бесспорно прогрессивную форму, можно постепенно повысить учительский уровень? – Как ни тяжело мне об этом говорить, если портфолио осложняет жизнь учителю, его не нужно насаждать. Неоднократно слышала истории о том, как пожилые учителя уходили с работы из-за того, что от них требовали еще и этого.

– С чего лучше начинать, если директор захочет вводить его по уму, не формально?

– Сначала по желанию, не под одну гребенку и не с завтрашнего дня. И стимулировать это желание.

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201002010

Категория: Разное | Добавил: wertsad8702 (26 Фев 2011)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
18 Май 2024
15:51


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz