Суббота, 18 Май 2024, 13:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Гражданское воспитание: программы корректировать бессмысленно..
Гражданское воспитание: программы корректировать бессмысленно...Если мы хотим, чтобы школьники восприняли какие-то ценности, то эти ценности должны не приходить откуда-то извне, а порождаться самой школьной средой

После декабрьских столкновений на Манежной площади в Москве президент Дмитрий Медведев поручил правительству скорректировать программы гражданского воспитания школьников и студентов и создать современную структуру для организации досуга молодежи, чтобы предотвращать межэтнические конфликты. Однако поможет ли это решение, если у школы – фатальный дефицит воспитательных ресурсов вообще?

От недостатка воспитания…
«Правительству России необходимо оценить качество программы методик гражданского воспитания школьников и студентов, внести предложения по их корректировке, совместно с регионами систематизировать и расширить работу по созданию современной структуры для организации досуга молодежи, прежде всего подростков, в том числе из неблагополучных семей», – сказал Дмитрий Медведев, выступая на совместном заседании Госсовета и Комиссии по национальным проектам. Итак, предполагается, что декабрьские события – убийство фаната «Спартака» Егора Свиридова и последовавшие за ним митинги в столице – произошли от недостатка гражданского воспитания и оттого, что подросткам из неблагополучных семей негде провести досуг. Примерно в этом же духе высказался в интервью «Известиям» и министр образования и науки Андрей Фурсенко. «В той же Европе есть вузы (взять, например, систему французских высших школ - Les Grandes Ecoles), чьи студенты не поджигают автомобили и не дерутся с полицией. Они учатся не разгибаясь, поскольку знают, что это продвинет их на самый верх социальной лестницы, даст интересную и высокооплачиваемую работу. А есть университеты, в которых большинство студентов не учатся, а что называется, тусуются и при этом другим нормально учиться мешают. Точно так же, как, кстати, и у нас. Вот такие ребята как раз и бесчинствуют на улицах. У них есть время этим заниматься», – сказал министр.

Ценность гражданственности
Что ж, посмотрим на современную систему воспитания и образования: есть ли внутри нее ресурсы, которые позволили бы ей перемениться, стать эффективной?

Под гражданским воспитанием у нас понимается, как правило, изучение гимна, герба и флага, а также какие-нибудь «уроки толерантности», где вполне благонамеренно, но совершенно беспомощно ученикам рассказывают, что необходимо уважать различия в культурах и т.д. Почему все это беспомощно?

Гражданское воспитание, которое предполагает, что возможные различия в цвете кожи, вероисповедании, миропонимании входят как структурные элементы в некое большее единство – единство граждан страны, – не работает без одной общей ценности: ценности гражданственности, гражданского поведения.

Мы все помним, что «гражданином быть обязан»; в сотнях ведомственных документов прописано, что школа должна воспитывать будущих граждан своей страны, ответственных, инициативных, неравнодушных. Но воспитание это чаще всего сводится к играм в школьную демократию, к выращиванию «общественников»: детский парламент, детское самоуправление, детские выборы. К несчастью, это все слишком напоминает происходящее в большой политике: там те же игры в демократию, тот же детский парламент, который «не место для дискуссий», те же инициативные общественные деятели, которые всегда оказываются ангажированы властью.

Без инфантов
Школа – пространство для детей, она живет по законам детного мира. Но в то же время она не может, не имеет права быть инфантильной! Ребенок взрослеет, только встречаясь со взрослостью в другом: со взрослой мыслью, взрослым поступком, каждодневным поведением взрослого человека.

А вся сегодняшняя образовательная политика сдвигает школу именно в сторону инфантильности. Школу опекают, как неразумное, не имеющее собственных пониманий дитя: отсюда и повсеместная бюрократизация, бесконечная отчетность, и контроль над учителями: каждый шаг – в портфолио, каждое решение – по инструкции.

В той атмосфере управленческих отношений, которая сложилась сегодня в школе, могут комфортно существовать только невзрослые взрослые: это им хорошо существовать в системе формализованных оценок, в системе тотальной отчетности, которые позволяют работать, выполнять некие функции, содержательно не включаясь в дело, и еще числится на хорошем счету у начальства. Но кого и как может воспитать инфантильная школа? Кого и как может воспитать учитель, которому успеть бы отчитаться о работе, потому что спросят не за работу, а за отчет?

Школа как воспитатель
Залог успеха воспитания – в свободе школы. Точнее, в свободе учителя быть человеком в ней. Все остальное – программы, мероприятия, «уроки толерантности» – пустые разговоры, потому что воспитывает-то в конце концов не программа, не мероприятие, а учитель. Воспитывает тот один, кому не нужно вести душеспасительные беседы об отличиях между людьми, о необходимости ценить эти отличия – он их видит, ценит и не посягает на них в повседневной работе, день за днем входя в класс, ведя уроки, разбирая детские конфликты, включаясь в детскую жизнь.

Повторим еще раз – у школы только один воспитательный ресурс: учитель. Образовательных – множество: и учебники, и методики, и программы, и всевозможные дополнительные источники. А воспитательный – один.

Педагог.
И его не выучат воспитывать в педагогическом вузе – там дают только некоторые сведения психологического характера, представляющие для воспитателя интерес, помогающие ему, но к существу воспитания отношения не имеющие.

А кто же – этим вопросом задавался Соловейчик – воспитывает воспитателей?

В случае учителя ответ нам известен: школа.

Именно школа – каждая конкретная школа – и дух ее, который, по известной формуле Льва Толстого, находится «в обратном отношении к принуждению».

Конечно, сильный человек сможет быть самим собой даже в дурной школе. Но школа свободная и человечная дает учителю шанс не тратиться в пустом противостоянии, не истощать в нем силы души, а проходить вместе с детьми путь собственного становления. И – этим! – воспитывать. Человек, который поднимает руку

Поэтому бессмысленно «корректировать программы гражданского воспитания школьников», как будто эти программы – микстуры, в которые забыли долить гражданственности согласно рецепту. Если мы хотим, чтобы школьники и студенты восприняли какие-то ценности, кажущиеся нам существенными, то эти ценности должны не приходить откуда-то извне, от некой инстанции, а порождаться самой школьной средой: в ней существовать, в ней быть актуальными, поддерживаться и возобновляться самим ее устройством.

А пока этого не происходит, пока в школе свобода и ответственность всегда под подозрением, пока школьный идеал гражданина – человек, который поднимает руку по команде, – именно такие выпускники у нас и будут. Вопрос только, кто будет отдавать им команду и что они при этом будут держать в руке…

Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100101

Категория: Разное | Добавил: wertsad8702 (26 Фев 2011)
Просмотров: 867 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
18 Май 2024
13:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz