Вторник, 16 Апр 2024, 22:38
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Этно – культурное воспитание учащихся на уроках технологии
Этно – культурное воспитание учащихся на уроках технологииСпиридонова Тамара Александровна,
учитель технологии, г. Новосибирск МБОУ СОШ № 120

С малых лет человек сталкивается с различными формами народного творчества: игрушкой, песней, сказкой, узором вышивки. Радостные впечатления, получаемые от этого в детстве, становится потребностью человека на всю жизнь. С возрастом восприятие красоты утверждается в человеке и переходит в любовь к народу, создавшему это прекрасное, воспитывает у них национальную гордость, закрепляет чувство интернациональной дружбы. На своих уроках главной задачей считаю использование народных истоков в подготовке детей к труду. Народные мудрости являются целями на уроках.
1 Искренне хотелось научиться (шить, вязать, готовить);
2 Накапливать знания (век живи век учись);
3 Ко всему подходить творчески – сравнивать, отбирать, соединять, анализировать.
4 Работать много, не падая духом при неудачах, - не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
На занятиях по кулинарии в 5 классе говорим с учащимися о самом главном для жизни человека – хлебе. Вспоминаем пословицы о хлебе (хлеб – всему голова и т. д.) Рассказываю о русском хлебосольстве, восточном гостеприимстве, обычаях разных народов.
Беседуем о сервировке стола в современном и национальном варианте, способах приготовления национальных блюд.
Собираем рецепты, готовим на уроке блюда. Составляя меню в 8 классах, обязательно помним о внесении в него национальных блюд.
В 6 классах по теме «Молочные блюда» рассказываю, как сохраняют молоко. Что французский ученый Ли Пастернак придумал способ сохранения молока путем нагревания до 80-90 градусов. Этот способ назвали – пастеризация.
Как сохраняли молоко, в течение многих месяцев русские крестьяне с древних времен способом замораживания в виде ледяных брусков. Наливали свежее молоко в корыто, лучше липовое и выставляли на мороз, обычно в сени. Когда молоко замораживалось, эти бруски помещали для хранения в погреб. Их даже продавали на ярмарках и базарах.
На занятиях по консервированию овощей, фруктов, знакомлю девочек, что первые консервы были изготовлены по приказу Наполеона для солдат.
На занятиях по материаловедению рассказываю о древнейшей из тканей – льняной. Лен издавна называли: «русским золотом». Дети также узнают о «белом золоте» - хлопке, который выращивают в Узбекистане, Казахстане.
При знакомстве с расцветкой тканей, объясняя, что есть знакомая узбекская расцветка ткани, шотландская клетка, деревенская цветочная русская расцветка, рассказываю о красной ткани, используемой в русских сарафанах, о парче, используемой в восточных костюмах.
При изучении видов переплетений ткани показываю презентации и фильм «Производство ткани», где рассказываю, как раньше делали пряжу и ткани. Устраивали посиделки, пели песни, пряли пряжу, не только взрослые, но и приучали детей, с малолетства.
На занятиях по машиноведению знакомлю с историей изобретения швейной машины, которую создал в 1755 году, англичанин Вейзенталь.
На занятиях по моделированию провожу беседы по истории возникновения костюма, его взаимосвязи с тем или иным стилем, эпохой.
В 6-8 классах знакомлю с историческим развитием и особенностями русской одежды, основанных на национальных традициях. Демонстрирую фильм «История одежды», рассматриваем литературу по декоративно – прикладному искусству России. Посещаем городской и школьный музей. Это способствует эстетическому воспитанию и вызывает интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
В течение всего года во всех классах знакомлю с историей возникновения вещей и принадлежностей для шитья. Например: иглу завезли в Европу в 15 веке арабы, а Россию из Германии в 17в.
В 5 и 6 классах на уроках по моделированию фартука и юбок, учащиеся узнают: в одежде какого народа используют юбку и фартук, как национальный вид одежды. Например: в русском, украинском, литовском, шотландском. В 6 классе, изучая виды фасонов юбок девочки узнают, что у каждого народа юбки назывались по – разному, и крой их был тоже различный. Например: у русских – понева, у белорусок –андарак. Рассказываю о юбке «саронг», кaк виде национальной одежды индонезийских женщин ( юбка с запахом ); юбке « кият» - как первоначальный элемент мужской одежды шотландцев, и шьется она из шерстяной клетчатой ткани, которая называется « шотландка».
Знакомлю учащихся, что национальная одежда по покрою можно свести к нескольким простейшим видам: туника, хитон, рубаха, халат и т. д. Например: русская рубаха, казахский шопан, молдавская, туркменская одежда имеет туникообразный крой. Рассказывая о раскрое изделий, говорю, что раньше вообще кроили на «глазок». Например: жителю крайнего севера достаточно измерить длину мизинца, чтобы скроить «кухлянку» - рубаху из оленьего меха.
И кроили мудреным способом, чтобы не пришлось выбрасывать обрезки шкуры ни кусочка. Принцип «безотходного» раскроя испокон веков существует в народной одежде, где величина деталей зависит от ширины ткацкого станка. Европейский покрой также имеет долгую историю. Ни одно самое «аристократическое» одеяние не возникло вдруг, само по себе – и придворный мундир, в алмазных звездах, и изысканный наряд дамы в пудренном парике, и блестящий фрак дипломата, - все они происходят от «незнатных родичей» (истоков, корней простого народа)
В 9–х классах при изготовлении брюк, рассказываю о назначении этого вида одежды и как элемента национальной одежды, например: «хакама – юбка – брюки в складку, которую носили самураи в Японии. Сейчас хакаму носят девушки, как удобную практичную одежду.
В 8 классах провожу экскурсии в ателье, где знакомлю детей с культурой одежды, поведении и отношении к тем, кто весь смысл жизни сводят к погоне за капризами моды.
Использую пословицы и поговорки «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным», «По одежке не суди, а по делам гляди. Они являются мудрыми советами в воспитании девочек.
Во всех классах знакомлю с отделкой изделий: фартука, ночной сорочки, юбки, блузки и т.д.
Богатым источником служит народный костюм, который украшали, применяя различные виды отделок.
Подростковая одежда должна быть практичной, удобной, красивой, недорогой, эти требования нашли отражение в народной одежде: элементы которой используем при шитье изделий на уроках.
Изделия оформляем в фольклорном и современном стиле. Используем отделку, которую позаимствовали из народных костюмов: кружево, тесьму, аппликацию, ленты, бейки и т. д. Оригинальные комбинации двух и более тканей в одном изделии разных по цвету и фактуре - прием не только модный, но и практичный, позволяющий увеличить размер ставших узкими и короткими вещей и внести дополнительную декоративность. Используя все богатство национальных традиций в пошиве одежды, создавая ее всевозможные вариации, учащиеся развивают свою индивидуальность, эстетический вкус – творческое отношение к работе.
На уроках по вязанию тоже начинаю с истории, что этот вид рукоделия был исключительно мужским ремеслом. В России вязание получило распространение с конца 19 в. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя узоры народной вышивки крестом и ткачества.
Самым древним образцом вязания, дошедшего до нас, является детская вязаная туфелька, найденная в одной из Египетских гробниц 3 тысячелетия до н. э. Изделия, в которых сочетаются вышивка и вязание, - полотенца, салфетки, блузки. Вязаные изделия в фольклорном стиле, с традиционными сочетаниями цветов: красное, белое, черное. Крой в виде русских рубах, дополнения в виде помпонов, кушаков, вышивки.
Значение имеет организация экскурсий в музей народного творчества, прикладного искусства, которые открывают детям мир прекрасного, знакомят с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человека.
Экскурсии в городской и школьный музей позволяют воспитывать у учащихся эстетический вкус. Как итог, учащиеся оформляют альбомы по темам: «Национальный русский костюм», «Национальные блюда» и другие, делают презентации, проекты.
При проведении кружковых занятий занимаемся изготовлением композиций. Девочки вяжут игрушки сказочных героев, выполняют вышивку на салфетках, полотенцах в русском, немецком стиле и т. д. Выполняют сюжетные аппликации и вышивку, изготавливаем национальные костюмы.
Лучшие работы представляем на выставке, участвуем в конкурсах творческих проектов, пополняем школьный музей.

Источник: http://tam579836.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/

Категория: Разное | Добавил: wertsad8702 (26 Фев 2011)
Просмотров: 1412 | Рейтинг: 1.3/ 10 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
16 Апр 2024
22:38


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz