Суббота, 18 Май 2024, 13:07
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Разное

Чрезмерная активность и дефицит внимания ребенка
Чрезмерная активность и дефицит внимания ребенка
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одна из наиболее частых причин возникновения данных расстройств. По статистике, приведенной в зарубежных источниках, его частота среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Вроде бы, небольшой процент? А педагогам вполне хватает. Если взять маленькую школу, в которой учится 100 детей, с большой долей вероятности 9 из них (примерно можно разделить по 1 -2 человека на класс) страдают СДВГ, и без особого педагогического подхода и лечения будут систематически срывать уроки почти во всех классах школы. Учителя знают - одного такого ребенка на класс хватает для полной дезорганизации, он и на других действует, как своеобразные «дрожжи».

Итак, чтобы осмыслить, что такое СДВГ, нужно определиться с понятием «внимание» и разобраться, какие нарушения внимания бывают. Зачем это нужно? Дело в том, что суть школьной дезадаптации детей с СДВГ не только в их «плохом поведении». Основная беда - нарушение внимания, мешающее учиться эффективно.

Внимание — направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Внимание имеет три главных параметра: концентрация, объем и распределение.

Концентрация — степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, так как заключается в сознательном удержании внимания на определенной задачи с выведением за рамки актуальности других, на сей момент менее значимых дел.

Объем — при любом виде деятельности здоровый ребенок способен, при достаточной концентрации на выполняемой задаче, удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. Например, ученик, занятый решением задачи, одновременно улавливает - находится учитель в классе или вышел, сработала ли сигнализация у машины под окном, о чем-то шепчутся соседи по партам. Правда, если он способен к достаточной концентрации - достаточно широкий объем внимания не помешает ему работать.

Распределение — как правило, любая работа включает в себя несколько составляющих, за выполнением которых нужно следить в процессе деятельности. Например - выполняя сочинение или изложение по родному языку, нужно следить не только за смыслом написанного материала, но еще и за грамотностью и за аккуратностью.

В таких случаях эффективная деятельность возможна только при одномоментном охвате с адекватным распределением внимания на все единицы восприятия, находящиеся в поле зрения.

При СДВГ нарушены в той или иной степени все свойства внимания.

Каковы причины возникновения СДВГ?
Патология беременности у матери токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя.
Трудные роды, роды «кесаревым сечением» и тяжелое состояние ребенка послеродов (находился в отделении патологии новорожденных на выхаживании).
Черепно-мозговые травмы у ребенка (сотрясение мозга или более тяжелые).
В результате воздействия всех этих неблагоприятных факторов замедляется со-зревание функциональных систем мозга, обеспечивающих внимание, память, восприятие, несмотря на то, что уровень интеллекта - нормальный. Также отстает формирование процесса торможения - поэтому эти детки возбудимы с раннего возраста.

Как отличить СДВГ от «избалованности и невоспитанности»?

Вот основные признаки этого состояния:
Ребенок ничем не может надолго заняться, «перескакивает» с одного на другое, мешает другим детям и раздражает взрослых, все время бегает, пытается куда-то залезть, причем - без определенной цели.
Постоянно забывает дома – школьные принадлежности, а в школе – домашние вещи. Педагогу приходится постоянно проверять дневник этого ученика - он систематически забывает записывать домашние задания. Внешний вид его, как правило, бывает вполне аккуратным в начале учебного дня, но в конце - ребенка не узнать! Неряшлив, испачкан чем-то, пуговицы оторваны.
Иногда кажется, будто он не слышит слова, с которыми к нему обращаются.
При выполнении любых заданий допускает множество «глупых» ошибок из-за торопливости и невнимательности, никакую работу не доделывает до конца.
Старается избегать заданий, которые требуют длительного напряжения внимания
Сидя на стуле не может удерживать позу- крутится, вертится. Может встать со своего места в классе во время урока.
Болтлив, на вопросы отвечает, недослушав их – часто «не в тему». Когда знает ответ на предложенный классу вопрос, забывает поднять руку – выкрикивает с места.
Все указанные нарушения не корректируются замечаниями, наказаниями и двойками. На фоне волнения, утомления ребенок становится еще более расторможенным и невнимательным.
К концу учебного дня поведение и успеваемость заметно ухудшается. Во время урока динамика такова – наибольшие трудности в дисциплинарном отношении и в усвоении материала наблюдаются в начале и в конце урока. Середина относительно благополучна.
Все указанные нарушения наблюдаются не менее 6 месяцев.
Тактика педагогического ведения детей с повышенной активностью и нарушением внимания.

Из теории и из практики мы знаем, что к гиперактивному ребенку нужен особый педагогический подход, так как в условиях стандартного школьного обучения эти дети не усваивают учебный материал в полном объеме. В результате копится отставание по программе, и эти дети, будучи интел-лектуально вполне сохранными, пополняют ряды «двоечников» и «хулиганов», на которых школа «махнула рукой».

Итак, как будем учить ребенка с избыточной активностью и расстройствами внимания:
Материал должен быть четко структурирован по времени. Дайте ребенку в начале урока план занятия, используйте часы со звонком, чтобы отделять время выполнения отдельных заданий.
Не забывайте справедливо поощрять ребенка.
Обеспечьте возможность обращения за помощью к вам. Лучше всего посадить такого ребенка за первую парту, чтобы он и его тетрадка были у вас постоянно на глазах. Выполняя задание, эти дети легко сбиваются, теряют суть, поэтому важно вовремя их направить в нужное русло.
При каждом удобном случае давайте возможность такому ребенку проявить ответственность - не отпускайте на перемену, пока не приведет в порядок свое рабочее место, чаще давайте мелкие поручения и не скупитесь на похвалу в случае успешного выполнения.
Не забывайте устраивать физкультурные минутки, разминки в течение урока.
Что можно порекомендовать родителям?
Пусть родители заведут дома четкий распорядок дня, вместе с ребенком красочно оформят листок с режимом, повесят у него в комнате и заставляют соблюдать. Это нужно делать спокойно, но твердо. Родители должны давать ребенку возможность проявить ответственность - убирать за собой игрушки и посуду, кровать - важно добиваться этих вроде бы мелких, но важных дел неукоснительно. За сделанное – нужно хвалить. За несделанное - не ругать, а просто заставить сделать.
Желательно избегать совместного посещения с ребенком крупных скоплений людей - магазинов, рынков.
Объясните родителям, что утомление усилит возбудимость ребенка, поэтому через каждые 20 минут занятий (например,выполнения домашнего задания) нужно разрешать отдохнуть. При этом родителямнужно так поделить уроки на отдельные задания, чтобы за эти 20 минут он мог бы выполнить что-то до конца, не бросая на середине задачу или упражнение. Придется смириться с тем, что родителям придется первые 4 года обучения готовить уроки вместе с чадом - не подсказывая, а лишь следя, чтобы ребенок не выбивался из методики выполнения той или иной работы. Можно проговаривать задания вслух - «давай рассуждать - как задачу решить». Если родители не имеют возможности так «пасти» ребенка - нужно нанять педагога (не няню!) для индивидуальных занятий.
Важно хвалить ребенка за все его «победы» - эти дети нуждаются в похвале больше, чем другие.
Лечебное питание при чрезмерной активности и нарушении внимания у детей
Усилить утомление, а значит - увеличить возбудимость может обилие сахара и сладостей, старайтесь заменять конфеты фруктами. Избегайте газированных вод с синтетическими красителями, «фаст-фуда», чипсов.
Не надо давать ребенку по собственному почину препараты железа - только после анализа крови и назначения врача.
Пища должна быть богата витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком – зерновой хлеб, овсяная каша, печень, яйца, молоко, красные сорта рыбы, сельдь, креветки, фасоль, абрикосы и курага, био-кисломолочные продукты, цитрусовые, смородина, любая зелень.
Фитотерапия при чрезмерной активности и возбудимости
Если у ребенка нет аллергии на эфирные масла, можно ежедневно, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью - 2капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.
Нормализовать внутричерепное давление помогает боярышник - утром за 20 минутдо еды можно давать капли настойки боярышника в дозе по 1 капле на год жизни (например, ребенку 5 лет - 5 капель, 8 лет - 8капель).
Для засыпания можно делать успокоительные ванны - мята, хмель, пустырник, зверобой, шалфей - взять по 1 чайной ложке, залить 1\2 литра кипятка, настоять 2 часа в термосе и добавить настой в ванну.Поместить туда ребенка на 15-20 минут.
Дополнительные рекомендации для педагогов:

При СДВГ — нужно посоветовать родителям обратиться за дополнительной помощью к детскому неврологу и психологу школы, так как наилучшего результата можно достичь, если к педагогическому воздействию присоединяются медикаментозная поддержка и психологическая коррекция.

Литература: Шапошникова А. Ф., «Чрезмерная активность и дефицит внимания. Советы врача–психиатра».

Подготовила: педагог–психолог С. Л. Воротникова

Категория: Разное | Добавил: wertsad8702 (26 Фев 2011)
Просмотров: 1288 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
18 Май 2024
13:07


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz