Пятница, 29 Мар 2024, 13:39
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Геронтопсихология

Социальные теории старения
<div style="text-align: center;"></div>

1. Теория разобществления (разъединения, освобождения),впервые обоснованная Дж. Розеном и Б. Ньюгартеном, затем дополненная Е. Каммингом и В. Генри (США, 1961), утверждает неизбежность ограничения коммуникаций стареющего человека с другими людьми социума. С выходом на пенсию утрачиваются прежние социальные роли, снижается доход, ухудшается здоровье. Пожилой человек переживает утрату и отдаление близких людей, друзей. Сужается круг его интересов. Постепенное разрушение социальных связей, «социальный уход», снижение поступающей информации, падение активности ускоряют процесс старения. 2. Теория модернизации,

возникшая на Западе и описывающая изменение положения пожилых людей в обществе и отношение к ним как результат модернизации, технизации современного общества. Процессы интенсивного развития новых производств, урбанизация, повышение грамотности, массовое образование, успехи здравоохранения повлекли за собой увеличение доли пожилых людей в обществе, их ранний выход на пенсию, потерю рабочих мест пожилыми людьми, снижение доходов. Накопленный опыт в условиях модернизации производства середины ХIХ и начала ХХ в. оказался ненужным, не востребованным обществом. Авторитет старых людей в семье резко упал. Однако с конца ХVIII в., задолго до развития модернизации начались принудительный процесс преждевременного выхода на пенсию чиновников и продажа почетных мест в общественных учреждениях, в церкви. Эти и другие противоречивые факты, например оценка и учет возраста в трудовой деятельности, военной службе, политической дееспособности: увеличение возраста, когда это выгодно (ХVIII в.), и его уменьшение, когда это невыгодно (ХIХ в.), указывают на несостоятельность модернизации как фактора, однозначно формирующего отношение общества к старым людям.

3. Теория активности.

Стареющая личность должна поддерживать те же контакты и активность, которые были ей свойственны в среднем возрасте. Старение воспринимается как «борьба за сохранение среднего возраста» до конца жизни. По своей сути теория активности является полярной к вышеуказанным теориям разобществления и модернизации.

4. Теория развития и непрерывности жизненного пути.

Старый человек должен сохранять свой жизненный опыт, усвоенные роли и функции, свои привычки, т. е. сохранять прежний стиль жизни. Нормальное старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.

5. Теория маргинальности.

Старость рассматривается как состояние девиантности. Молодежь и люди среднего возраста считают стариков бесполезными членами общества, неспособными к сохранению в себе чувства социальной и психологической независимости. Старики пассивны. Поэтому трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

6. Теория возрастной стратификации.

Все общество представляет собой совокупность возрастных групп. Разные ролевые функции, права, привилегии определяются возрастом. Общество разделено в возрастном и социальном отношениях. В рамках этой теории на первом плане рассматриваются проблемы общественного статуса старых людей, индивидуальный переход из одной возрастной страты в другую, механизмы распределения социально-возрастных ролей, взаимоотношения с другими возрастными группами. Пожилые люди в большинстве своем не участвуют в деятельности «систем власти и влияния». Они утрачивают престиж, связанный со сферой занятий.

Социальный статус человека содержит следующие компоненты:

а) пол, т. е. «предписанный статус»;

б) профессию и положение, приобретенные в течение жизни – «достигнутый статус»;

в) календарный возраст (зарегистрированный, астрономический), определяющий права, обязанности, социальные функции личности, условия и образ жизни, влияющие на здоровье и развитие старения.

Таким образом, старость определяется:

• профессиональной активностью, ее интенсивностью, соразмерностью индивидуальным особенностям;

• интересами вне трудовой деятельности;

• физической активностью, соответствующей физическому здоровью;

• условиями и образом жизни.

Образ жизни (система жизненных ценностей и установок), организация личности, тип характера, проблемы адаптации в старости детерминируют процессы старения человека и общества в целом (М. Цицерон, А. Шопенгауэр, К. Юнг). Старость есть деградационный процесс, в котором качество жизни определяют степень активности, возможности самообслуживания, социальное и экономическое обеспечение.

Социальное долголетие – увеличение выживаемости и продолжительности жизни человека в данной популяции в определенное время, в конкретных общественных, экономических и социально-бытовых условиях. Человеку нужна не просто долгая жизнь, а жизнь, насыщенная творческим или профессиональным трудом, социальным престижем, экономической независимостью.

Индивидуальное долголетие основывается на биологических особенностях индивидов или целых семей. Индивидуальное долголетие не зависит от жизненного пути и социального статуса человека.

Научные исследования в социальной геронтологии осуществляются в следующих направлениях.

1. Изучение социальных причин биологического и психического старения индивида. Исследуются социальные потребности, установки, ценностные ориентации, интересы, мотивация, структура деятельности и поведения, активность старого человека. Отмечаются его индивидуальные, личностные особенности старения и старости.

2. Изучение различных социальных групп и общностей пожилых и старых людей (а также групп и общностей, членами которых являются старые люди, – семьи, родственников, круга знакомых, соседей и других окружающих лиц).

3. Изучение общественного положения пожилых и старых людей как особой социальной и демографической структуры общества.

Таким образом, социальная геронтология изучает:

• индивидуальные переживания людей;

• место и положение старых людей в обществе;

• социальную политику в отношении старых людей;

• социальную работу (содержание и методы) по оказанию практической помощи старым людям и их семьям.

Специалисты в области социальной геронтологии разрабатывают программы социальной реабилитации пожилых и старых людей, превентивные программы по выявлению и устранению негативных факторов, влияющих на процессы старения и старости; проводят анализ факторов преждевременной старости, оценку социальных последствий старения, социальные эксперименты с целью создания банка данных по улучшению жизненных условий для пожилых и старых людей.

геронтопсихология геронтопсихология геронтопсихология геронтопсихология геронтопсихология Источник: fictionbook.ru
Категория: Геронтопсихология | Добавил: Lerka (22 Окт 2012)
Просмотров: 2673 | Рейтинг: 1.0/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
13:39


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz