Четверг, 25 Апр 2024, 23:26
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Виды дизонтогенеза.
1. Психическое недоразвитие
Клинический вариант – олигофрения в степени дебильности.

Структура дефекта:
Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.
Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации).
Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).

Компенсация дефекта.
В основном сохранно конкретное мышление, способны ориентироваться в конкретной ситуации, ориентированы на взрослого, эмоционально-волевая сфера более сохранна, охотно включаются в познавательную деятельность.

Коррекция дефекта.
Коррекция в учреждениях 8 вида. Возможно включение в коллектив нормальных сверстников. Коррекция осуществляется в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на учащегося. Работа направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны окружающих; потребности в исследовании предметного мира; стимулирование психомоторного развития. Также осуществляется лечебно-оздоровительная работа по укреплению и исправлению общего физического состояния. Характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие, связанное с генетическими пороками или органическим поражением незрелого мозга.

Примечания.
75% всех УО - легкая степень. Способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично.

2. Задержанное психическое развитие.
Клинический вариант – ЗПР церебрально-органического генеза.

Структура дефекта.
Д1 – минимальное органическое повреждение или функциональная недостаточность центральной нервной системы.
Д2 – нарушение познавательной деятельности (мозаичного характера) в сочетании с эмоционально-личностной незрелостью.

Компенсация дефекта.
Компенсация под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Коррекция дефекта.
Комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие. Обучение в спец. Школах и классах для детей с ЗПР; обучение по специальным программам при условии усиленной индивидуальной помощи и охранительного режима деятельности. Особое значение – развитие наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Развитие внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности. Формирование дифференцированного восприятия языковых средств, накопление активного и пассивного словаря, коррекция имеющихся речевых нарушений. Специальные занятия по знакомству с окружающим миром. Обучение изобразительной деятельности – решаются задачи эстетического, нравственного и умственного воспитания ребенка.

Примечания.
Наиболее тяжелая форма ЗПР. Обучаемы, способны принимать помощь, переносить усвоенный навык в новые условия. Нарушения обратимы. Благоприятный прогноз.

3. Искаженное развитие.
Клинический вариант – РДА.

Структура дефекта.
Д1 – недостаточность общего и психического тонуса (низкая психическая активность с тяжелой пресыщаемостью); повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражениям; но особенно к человеку.
Д2 – малая переносимость контактов со средой, людьми – самоизоляция.
Д3 – истинно невротические образования, вызванные чувством собственной неполноценности.

Компенсация дефекта.
Аутостимуляторные действия – гиперкомпенсаторная активность для восполнения недостатка положительных раздражителей извне в виде: двигательных (раскачивание, прыжки, пробежки), речевых (повторение отдельных звуков, слов, фраз), поведенческих, интеллектуальных, слуховых и зрительных стереотипов.

Коррекция дефекта.
Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. Ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, с одновременным увеличением произвольной активности. Для этого используют различные приемы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. Контакт должен устанавливаться и поддерживаться в рамках интереса и активности самого ребенка; важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному.

Лечебно-педагогическая работа имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию. Особо важное значение имеют специальные игротерапевтические занятия.

Нужно организовать целенаправленное поведение – четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

4. Дисгармоничное развитие.
Клинический вариант – шизофрения.

Структура дефекта.
Д1 – относительное недоразвитие правого полушария при несколько опережающем развитии левого.
Д2 – расстройства психомоторики; эмоционально-волевой сферы (аутизм, эмоциональное уплощение, неадекватность поведения).

Компенсация дефекта.
В качестве механизма компенсации появляются своеобразные увлечения (рисование карт, схем; разведение насекомых и т.д.). Также компенсация осуществляется за счет сохранных познавательных процессов.

Коррекция дефекта.
Нуждается в активных методах лечения, которые дифференцируются в зависимости от особенностей ведущего психопатологического синдрома, клинической формы течения, стадии заболевания и возраста. Ведущее место в активном лечении занимает терапия психотропными средствами. В лечебно-педагогической работе большое внимание уделяется музыкальной, игровой терапии (психодрамы), рисованию.

5. Поврежденное развитие.
Клинический вариант – эпилептическая деменция.

Структура дефекта.
Д1 – нейрозаболевания головного мозга (менингит, энцефалит).
Д2 – распад сформировавшихся психических функций (снижение памяти, неравномерная умственная работоспособность, замедленность и инертность психических процессов).
Д3 – психические нарушения (повышенная возбудимость, склонность к аффективным разрядкам, агрессивное поведение, патология влечения), припадки.

Компенсация дефекта.
Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации интеллектуального дефекта.

Коррекция дефекта.
Педагогическая работа дифференцируется в зависимости от состояния интеллекта ребенка, характера и частоты припадков.

Большое значение в педагогической работе имеет образность и наглядность материала. В процессе систематических педагогических занятий очень постепенно тренируют возможность переключаемости ребенка с одного занятия на другое.

Примечания.
Деменция - от латинского - безумие. Возникает после 3 лет. Интеллектуальный дефект необратим. УО сочетается с текущим заболеванием нервной системы – эпилепсией (прогрессирующее нарушение интеллекта).

6. Дефицитарное развитие.
Клинический вариант – слепо-глухо-немота.

Структура дефекта.
Д1 – слепо-глухота.
Д2 – отсутствие речи, недоразвитие как отдельных функций, так и общей, ЗПР.
Д3 – огромная депривация.

Компенсация дефекта.
Осязание, кинестетическое восприятие, компенсаторное развитие обоняния.

Коррекция дефекта.
Практические действия с предметами для формирования полноценного образа предмета. Использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека.
Примечания.
Ребенок расценивается как глубоко УО, но он обладает значительным потенциалом умственного развития.
Категория: Для психологов | Добавил: TheNuha (18 Фев 2012)
Просмотров: 4479 | Теги: виды, дизонтогенеза. | Рейтинг: 1.0/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
23:26


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz