Пятница, 27 Дек 2024, 11:04
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51655


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений
I. Общая задача характеристики, которая должна быть осуществлена в ее заключении:
а) установить основные особенности характеристики и личности X.;
б) объяснить их происхождения;
в) представить, как в изучаемом человеке сочетаются положительные и отрицательные черты,
в частности, черты коллективистической психологии и черты индивидуалистической психологии;
г) наметить необходимый план мероприятий.
II. Материалы, на основе которых составлена характеристика. Данные наблюдений, дневники,
отзывы учреждений и организаций. Материалы специальных исследований. Продукты
деятельности X. Фото-фоно-кинодокументы.
III. Общие сведения о настоящем: 1) возраст; 2) общественно-профессиональное положение; 3)
партийность; 4) особенности условий жизни (экономические, санитарно-гигиенические),
ближайший круг общения; взаимоотношения в ближайшем кругу; отдельные лица, коллективы и
обстоятельства, особенно влияющие на X.
IV. Сведения о прошлом:
1) кто родители (профессия, общественно-политическое лицо, культурный уровень,
особенности характера, отношение к исследуемому);
2) основные особенности условий, в которых рос и воспитывался X.: благоприятные в
физическом или психическом смысле или неблагоприятные; отношение: внимательное, чуткое,
любовное, безразличное, жестокое; хорошие и дурные примеры, заброшенность, безнадзорность;
3) особенности коллектива, членом которого являлся, с которым соприкасался и под влиянием
которых находился X. Взаимоотношения в коллективе и его роль в жизни X.;
4) что особенно влияло на формирование X. (особенности условий, особые обстоятельства,
наиболее сильные и длительные переживания, взаимоотношения в коллективе и с людьми в
семье, в школе, на производстве; любовь, дружба, вражда, уважение, преданность и т.д.).
Данные изложить по ходу развития и его этапам в младенческом, преддошкольном,
дошкольном, школьном и зрелом возрастах.
I. Схема характеристики.
1. Взаимоотношения с коллективом, его членами и отдельными людьми.
Общителен, дружелюбен (глубоко или поверхностно). Отзывчив или холоден. Мотивы симпатии
или антипатии. Утилитарное или принципиальное отношение к людям. Откровенен, упрям,
замкнут, скрытен, лицемерен.
Отношение к своему коллективу и в коллективе: организован, стремится к господству,
честолюбив, инициативен, самостоятелен, дисциплинирован, несамостоятелен, является хорошим
товарищем, дорожит коллективом.

Избирательно положительное или отрицательное отношение — к кому и по каким мотивам
(личным или принципиальным). Какое качество людей более всего нравится, какие отталкиваются.
Что более всего ценит в человеке. Есть ли образ — идеал человека (свой, литературный,
общественный, исторический).
Внешняя форма общественного поведения: вежлив, дисциплинирован, груб, развязен, нахален.
2. Отношение к себе и самооценка.
Занят собой, эгоистичен, расчетлив, личным отношением подменяет принципиальные или
наоборот. Самоуверен, неуверен в себе. Обидчив, претенциозен, самолюбив, тщеславен.
Отношение к своим недостаткам.
3. Отношение к деятельности и к труду.
Чем больше всего занимается. Любовь и увлечение трудом.
Утилитарное отношение к труду, отношение к труду лишь как к необходимости. Этическое
отношение к труду. Выделяется ли учебными или трудовыми достижениями, незаметен, отстает.
Отношение к физическому, бытовому, умственному труду и общественной деятельности. Для чего
охотнее всего работает или работал бы. Ведет ли общественную работу, какую, почему и как
относится к ней.
4. Потребности (степень их выраженности и способ удовлетворения).
Идейные потребности: общественные, умственные и эстетические. Потребность в труде.
Потребность в общении. Потребность в развлечениях. Физиологические потребности (пищевая,
половая).
5. Интересы и наклонности.
Направление, выраженность, постоянство, глубина и широта интересов. Идейные интересы.
Материальные интересы.
6. Уровень развития сознания X.
Его мировоззрение и отношение к жизни. Общественное развитие, сознательность и активность
X. Характер и мотивы общественной деятельности.
Имеет ли и какие именно жизненные цели. Имеется ли мировоззрение (убеждения). Каково оно.
Стремится ли к выработке его.
В чем усматривает смысл и ценность жизни. Некоторые особенности мировоззрения —
реалист, романтик, оптимист, пессимист, доверчив или недоверчив в отношении к людям.
7. Этические и эстетические качества.
Честен, правдив, высокое сознание долга и обязанностей, идейность, скромность, склонен к
моральным угрызениям, колебаниям. Реакция на общественно-этическое воздействие, на критику,
на взыскания и поощрения. Моральные дефекты X. Реакция на красивое. Уровень развития
эстетического вкуса. Критерий красоты и его роль в жизни X. Безразличие к красоте.
Культура поведения, навыки: вежлив, груб; аккуратен, опрятен, нечистоплотен, неаккуратен.
Организован в поведении или нет.
II. Уровень психического развития.
1. Особенности речи и мышления.
Интеллектуальность, активность, подвижность, тонкость, правильность эмоциональности
мышления. Соотношения наглядно-чувственного и абстрактно-логического (специально
человеческий тип, по Павлову). Богатство речи и мышления, выразительность речи.
2. Волевые качества.
Способен к усилию, владеет собой. Степень волевой выносливости, подвижности и
устойчивости. Направления, в которых четко проявляются волевые качества или недостаток их.
3. Особенности свойств сенсорики, моторики, памяти, внимания, фантазии.
4. Специальные способности: технические, художественные, поэтические, умственные,
моторные и т.п.
.
III. Темперамент.
1. Сила, слабость, активность, пассивность, работоспособность, утомляемость,
уравновешенность или неуравновешенность (возбудим, уравновешен), подвижность (моторная
подвижность и общая подвижность психическая или медлительность).
Тип темперамента по Павлову. Проявление темперамента в отношениях и в сложных
процессах нервно-психической деятельности.
2. Эмоциональные особенности: степень выраженности, устойчивость, неустойчивость эмоций.
Какие эмоции преобладают. Колеблется ли настроение и как. Что более вызывает радость,
печаль, гнев, возмущение, обиду (насколько сильны эмоции и определяют поведение или
подчиняются).
IV. Структурно-психологические качества.
Уравновешенность, цельность; широта или узость диапазона реактивности. Поверхностность,
глубина реакций и переживаний; соотношение формы и содержания поведения.
Заключение.
Основные положительные и отрицательные черты личности: их происхождение, мероприятия и
способы, необходимые для укрепления положительных черт и устранения недостатков.
Категория: Для психологов | Добавил: Wrecker (20 Мар 2012)
Просмотров: 534 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
27 Дек 2024
11:04


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz