Младенцы начинают связывать слуховые и зрительные впечатления примерно к четырем-пяти неделям жизни.
В первые недели жизни ребенок, лежа на столе во время пеленания и глядя отсутствующим взором в потолок, внимательно прислушивается к тому, что вы говорите. А вскоре он уже не разглядывает потолок, он принимается искать глазами, откуда раздается голос.
Если внимательно наблюдать за малышом в это время, можно заметить, как ребенок начал улыбаться, чтобы вызвать ответную реакцию. Самая первая улыбка возникает не потому, что ребенок увидел улыбку на вашем лице, и не потому, что вы улыбнувшись, заговорили с ним. Нет, ребенок впервые улыбнется на звук вашего голоса. Когда же он обнаружит ваше лицо и увидит, что вы говорите, он начнет улыбаться не только на звук, но и видя вас. И еще две-три недели ваша улыбка сама по себе, без звука голоса, не будет вызывать ответной улыбки.
На втором месяце жизни ребенок начинает реагировать на большее число разных звуков, чем до сих пор. Если что-то упало, он вздрогнет, спокойная ритмичная музыка будет успокаивать его по-прежнему, однако теперь ребенок реагирует и на более нейтральные, неярко выраженные звуки. Его реакция на конкретный звук зависит обычно от настроения и от общего состояния. Включите пылесос или фен, когда ребенок будет в плаксивом настроении, раздражен, готов раскричаться; звук будет для него последней каплей: он безутешно заплачет. Но включите тот же пылесос или фен, когда у ребенка хорошее настроение, и тот же звук вызовет у него улыбку, он весело начнет сучить руками и ногами. Лишь голос действует на него всегда умиротворяюще в любых обстоятельствах и при любом настроении.