Интеграция воспитательного потенциала психолога, классного руководителя и родителей.
Лекции. Тренинги. Консультации. Семейные капустники Семейные лагеря Клуб выходного дня Классный руководитель:Ибраева Дариха Психолог:Мансурова Айгуль г.Степногорск
Цель : Направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей Задачи: *Сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка *Формирование общих подходов к воспитанию *Совместное изучение психофизиологических особенностей
Программа рассчитана на 3 года для родителей и детей с 11 до 14 лет. Программа действует весь учебный год: с сентября по май. В программе сочетаются различные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное, методическое и внеклассная работа. Диагностическое направление не выделяется как отдельное направление, диагностика сопровождает каждое направление давая возможность раскрыть практическую сторону определенных тем получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы. Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение. Тренинговое направление. I этап – тренинги для родителей. Тренинги проводятся с группами родителей - это комп-лекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренин-гах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тре-нинговых занятий основывается на следующих положениях:- воспитание - это самовоспитание родителей; - воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и о- умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я. II этап – совместные занятия родителей и детей.Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями. 2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях. Консультативное направление. Индивидуальные консультации проводятся по запросу родителей в течение года. Методическое направление. Оформление документации: - оформление журналов консультативной, просветительской и тренинговой работы; - анализ и обработка диагностических данных, оформление схем анализа диагностических данных; - разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, планов - конспектов тренингов, лекций, семинаров, совместных занятий родителей и детей. Прогнозируемые результаты. • Повышение компетентности в вопросах психологии развития и общения. • Изменение педагогической позиции родителей во взаимодействии с ребёнком. • Появление детско-взрослой развивающей общности.
II.Учебно-тематический план. 1 год занятий № п/п Название блока Название разделов и тем Кол-во занятий 1.Просветительское направление Лекции : 2 * Возрастные особенности детей 1 * Адаптация ребенка 1 2.Тренинговое направление Тренинговые занятия для родителей: 2 * Нравственные приоритеты семьи 1 * Формирование ЗОЖ 1 3.Консультативное направление Индивидуальные консультации по запросу родителей 4.Внеклассная работа * «Я и мой ребенок» спортивные игры * Посвящение в 5-ки * «Люди- герои, люди- легенда, люди- история» * «Мозаика любви» * Городское мероприятие «Звездная семья» 3 место * Пришкольный лагерь «Крутышки» * Профильный лагерь в Боровом 1 ИТОГО: 14
2 год занятий № п/п Название блока Название разделов и тем Кол-во занятий 1.Просветительское направление Лекции : 2 • * Профилактика суицида 1 • *Агрессия. Проявление агрессии в поведении ребенка. 1 2.Тренинговое направление Тренинговые занятия для родителей: • * Смотрю – вижу, слушаю – слышу. • * Поощрений и наказание. 3.Консультативное направление Индивидуальные консультации. по запросу родителей 4.Внеклассная работа *«Путь к гармонии» : • *классный час, • *круглый стол, • *итоговое мероприятие • * «Миф и реальность» круглый стол • * Акция «Хочу быть успешным» • * Городское мероприятие «Папа,мама и я» 3 место • * Семейный лагерь отдыха «Селета» ИТОГО: 12 3 год занятий № п.п. Название блока Название разделов и тем Кол-во занятий 1.Просветительское направление Лекции : • * Конфликты. • * Научная организация труда при • подготовке школьных занятий 2.Тренинговое направление Тренинговые занятия для родителей: • * «Авторитет или…» 3.Консультационное направление Индивидуальные консультации по запросу родителей 4Внеклассная работа Цикл классных часов на дому «В традициях родной страны»: *«Законы гостеприимства казахского народа » * « Здравствуй, Масленица» *«Культура и быт немецкого народа» *«Смак татарской кухни»
* Круглый стол «Эффективность взаимодействия семьи и школы» (обобщение совместной работы) 4 ИТОГО: 9