"Профилактика суицида среди школьников» Кавелина Лариса Викторовна, психолог шг № 46 г.Астаны, практический психолог. В данной статье предпринимается попытка автора на проблему суицида посмотреть глубже, с психологической точки зрения. Материал будет полезен школьным психологам, педагогам для выстраивания профилактической работы в рамках образовательного учреждения и в сотрудничестве с родителями учащихся.
Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем, согласитесь, далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в школе, на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида. Как происходит, с кем, почему срабатывает суицид? В своей статье я предпринимаю попытку изложить свой видение данной проблемы и обозначить перспективы решения в рамках работы в ГУ «Комплекс № 46» и в целом в сфере образования.
Все мы родом из детства… И не секрет, что самое важное, самое главное закладывается в ребенка в детстве, и от этого во многом зависит дальнейшая жизнь и судьба человека. Именно здесь мне видится самая первичная профилактика суицидальной настроенности и поведения ребенка, подростка, взрослого в дальнейшем. То, что происходит дальше, уже в школе, весьма условно я называю профилактикой, скорее, это уже все-таки коррекция, так как мы имеем дело с программами на уровне не только сознания детей, но, что еще важней – подсознания. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые важные, значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет их, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Если бы родители только знали, как они способны «причинять» добро своим детям, я бы даже сказала – «догонять и причинять». Родителям особенно стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка. «Если бы я только знал, что он замышлял самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» — восклицают близкие. А могли бы вы подумать, что именно случайно оброненные и неслучайные фразы из далекого детства ребенка начинают запуск программы самоуничтожения, именуемой впоследствии суицид. Как часто слышат дети?: - Я сейчас занят (а), отстань от меня… - Посмотри, что ты натворил, ты - придурок?!.. - Это надо делать не так, что ты как не знаю кто?!… - Неправильно! Ну когда же ты научишься?!.. - Сколько раз тебе говорить, совсем идиот?! - Ты сведешь меня с ума! - Вечно ты во все лезешь! - Уйди от меня! Встань в угол! - Прибью тебя! (на языке и в понятии ребенка это звучит как «Убью» и никак иначе!) Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и сначала ребенок отдаляется, становится скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе, и в самом худшем варианте подсознание ребенка выводит простую формулу: Не живи! (я не нужен миру, я мешаю, я недостоин существовать).
В итоге: к 7 годам основные аспекты личности ребенка сформированы, и жизненный сценарий ребенком написан! В 16-18 лет жизненный сценарий перепроверяется и утверждается окончательно! Будет ли в ребенке программа самоуничтожения, заложено еще во внутриутробный период и до возраста 7 лет родителями, дальше до 18 лет подкреплено окружением ребенка еще раз: родителями, школой, общением со сверстниками. Если, будучи взрослым, вас хотя бы раз посещали мысли о самоубийстве, вполне возможно, в вашем сценарии есть такая заповедь как «не существуй!» Современная практическая психология располагает на этот счет подтвержденными фактами, и более того: наука родология и психогенетика позволяют в этом вопросе заглянуть еще глубже – в генную память: откуда эти уходы в болезни, зависимости и, в тяжелом случае, уход в никуда, в смерть. Но это уже за рамками данной темы выступления. Итак, ребенок, пережив основные базисные возрастные кризисы еще до поступления в школу, после каждого из них приобретает либо положительный багаж либо отрицательный. Напомню, кризис 1-го года: доверие – недоверие к миру, кризис 3-го года: автономность – зависимость, кризис 4,5-5 лет: инициатива – вина. С каким багажом ребёнок уже приходит в школу? И четвертый кризис проходит совместно с прохождением начальной школы (кризис 7-10 лет: компетентность – чувство неполноценности). Да, вот здесь только, на этом этапе, к жизненному сценарию ребенка подключается школа. Еще раз замечу, основной сценарий ребенком уже написан, школа его либо подтверждает, либо опровергает, либо корректирует. Учительские установки, установки сверстников способны оказывать влияние на ребенка, но в гораздо меньшей степени, нежели родительские. Об этом важно помнить. Потому что когда суицид случается с детьми школьного возраста, чаще всего в подростковый период, в период мощных трансформационных психологических процессов, с багажом базисных приобретений от родителей, причина «виновата школа» весьма условна, это лишь верхушка айсберга, основная причина, то есть первопричина – гораздо глубже. Но ее так неприятно и больно сознавать самому близкому окружению ребенка, что, чтобы обезопасить себя от боли, чувства вины, стыда и бессилия, в целях самосохранения психики, первопричина просто вытесняется из сознания. События в школе или любые другие причины могут стать пусковым механизмом, но не основной причиной. И ни в коем случае не следует перекладывать 100%-ную ответственность на школу и учителей, здесь я точно на защите прав педагогов. У детей срабатывают переносные механизмы, так как любая статусная фигура (учитель в данном случае) ассоциируется с родительской фигурой; соответственно эмоциональный накал просто не может быть весь отнесён к школьной жизни. Когда ребёнок заявляет: «Меня никто не любит!», в первую очередь он нуждается в родительской любви. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей или психологов до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев, они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
В моей практике работы психологом в данном образовательном учреждении и из опыта практики консультирования были случаи обращения детей-подростков и взрослых с кризисным состоянием вплоть до мыслей о смерти. Конечно, была поверхностная тому причина, и глубинная, когда приходилось использовать не только консультационный формат, а в первую очередь терапевтический с последующей коррекцией. Я на месте могу оказать терапевтическую помощь детям, так как являюсь сертифицированным гештальт-терапевтом и НЛП-практиком. Но согласна с мнением, что в особо серьёзных случаях школьный психолог, не обладающий должной подготовкой, осуществляет диспетчерскую функцию. Что важно сказать о самой структуре психологического сопровождения в ГУ «Комплекс № 46», то она, наверно, мало отличается от всех других в наших школах города. А вот основное направление приоритетное: профилактика нарушений психологического здоровья детей, которое, конечно, включает в себя и профилактику суицидального настроя и поведения. Остановлюсь на этом подробнее:
Первый уровень – общая профилактика Цель – повышение уровня психологического климата и групповой сплоченности в школе. Мероприятия. Создание общих школьных программ психологического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство. Задачи педагога-психолога на данном этапе: • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся). • Психологическое просвещение среди родителей в первую очередь через выступления на родительских собраниях, лекториях, конференциях, через информирование на сайте школы. • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей на различных уроках и занятиях по психологии. • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. Мероприятия 1.Диагностика суицидального поведения Задачи педагога-психолога на данном этапе: • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Задачи педагога-психолога на данном этапе: • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация Задачи педагога-психолога на данном этапе: • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями. • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. С педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах психологического здоровья самих педагогов, а также дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Родителей знакомим с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, даются рекомендации, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства. Задачи педагога-психолога на данном этапе: • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий. • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства. Третий уровень – вторичная профилактика Цель - Предотвращение самоубийства. Мероприятия 1.Оценка риска самоубийства. Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Задачи педагога-психолога на данном этапе: • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага. • Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей.
3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Мероприятия 1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. Задачи педагога-психолога на данном этапе: Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем. Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. По моему мнению, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов. Все вышеизложенные мероприятия проводятся у нас в школе. Однако никто никогда не даст никаких гарантий, и это естественно, что все будет благополучно в любой школе; но, тем не менее, если удается поддерживать уровень мероприятий, не доводя его выше уровня первичной профилактики, как это сейчас в ГУ «Комплекс № 46», это важный и ценный показатель качества проводимых мероприятий. Самое главное, о чем следует помнить педагогическому коллективу любого образовательного учреждения: даже если в семье ребенок недополучает тепла, любви и заботы, даже если у родителей не получается давать ребенку то, что недодали в первые 7 лет жизни, это можем делать мы, психологи и педагоги, постепенно взращивая «внутреннего ребенка» в каждом ребенке, подростке в стенах школы. Родители действительно искренне не догадываются даже, как «причиняют» в детстве добро своим детям, какие последствия могут быть, и честно хотят и делают «как лучше» для своих детей. Об этом тоже важно знать и помнить психологам и психотерапевтам, контактирующим с родителями детей, дабы не наказывать родителей, что они не так воспитывают своих детей и не загрузить их чувством вины, ведь этих родителей воспитывали их родители, и делали это просто, как умели. Так что, родители также как дети больше всего нуждаются в поддержке, а не во фрустрации. Только мягкий просветительский формат, только поддержка, понимание и принятие родительской роли. И тогда родители, осознавая что-то новое, сами способны будут менять свой стиль воспитания детей. Помните притчу про то, как поспорили между собой солнце и ветер, кто быстрее сможет сделать так, чтобы путник остался без одежды? Как сильно дул ветер, и злился, устраивая бурю со снегом, а путник кутался в изорванную ветром одежду всё больше. А солнце ласково погладило путника своими лучами, даря ему своё тепло и любовь, и путник сам сбросил свою одежду, наслаждаясь теплом и светом. Это ли не искусство и мастерство, доступное и нам, людям?! Направление работы с родителями одновременно является и перспективным направлением в работе по данной теме наряду с психологическим просвещением и консультированием педагогического и родительского коллективов школы. Каждый человек – сам кузнец своего счастья. Взамен одной программы можно запустить другую, гораздо более позитивную. Помните: Эти слова ласкают душу ребенка: - Ты самый любимый! - Ты очень многое можешь! - Спасибо! Что бы мы без тебя делали?! - Иди ко мне! Садись рядом, мы можем поговорить… - Расскажи мне, что с тобой… - Могу я с тобой посоветоваться… - Я готов помочь тебе, если совсем что-то не получается у тебя… - Я радуюсь твоим успехам! Я горжусь, какой ты талантливый! - Что бы ни случилось, помни: я с тобой и готов помочь! Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ценность ее зависит от того, что мы туда бросаем. Чувства отчуждённости, покинутости, вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой. Иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить и поддержать. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не столько от опыта и знаний взрослых, но и от их умения чувствовать и догадываться. Так давайте чувствовать, догадываться и любить! Для любви человек рождается, и она побеждает всё. Любовь у человека есть всегда, пока он жив